Неточные совпадения
Идея, смысл раскрывается в личности, а не в коллективе, и народная мудрость раскрывается на вершинах
духовной жизни личностей, выражающих дух народный.
Борьба идет на
духовных вершинах человечества, там определяется судьба человеческого сознания, есть настоящая жизнь мысли, жизнь
идей.
Национализм может лишь утверждать и развивать то природно-историческое народное бытие, в глубине которого может загореться мессианская
идея, как молния, сходящая с
духовного неба.
Невозможно утвердить всеславянскую
идею на почве признания восточного православия единственным и полным источником высшей
духовной культуры, так как этим отлучаются от
духовного обращения поляки и все славяне-католики.
Ясно, что
духовный базис славянской
идеи должен быть шире и вмещать в себя несколько религиозных типов.
В основу славянской
идеи, как и вообще в основу русской мессианской
идеи, можно положить лишь русский
духовный универсализм, русскую Всечеловечность, русское искание Града Божьего, а не русскую национальную ограниченность и самодовольство, не русский провинциализм.
Идея славянского единения, прежде всего единения русско-польского, не должна быть внешнеполитической, утилитарно-государственной, — она прежде всего должна быть
духовной, обращенной внутрь жизни.
Как и всякая глубокая
идея, связанная с
духовными основами жизни народов, она не может погибнуть от внешних неудач, она рассчитана на более далекие перспективы.
Болезненна и мучительна замена натурального хозяйства денежным, болезненно и мучительно разложение общины, разложение старого строя семьи, болезнен и мучителен всякий разрыв со старыми устоями жизни, со старыми
идеями, болезнен и мучителен всякий
духовный и идейный кризис.
Но этот
духовный закал личности и народа совсем не то, что внешнее применение отвлеченных
идей к жизни.
Идея демократии была осознана и формулирована в такую историческую эпоху, когда религиозное и философское сознание передовых слоев европейского человечества было выброшено на поверхность и оторвано от глубины, от
духовных истоков человека.
Демократия не может быть в принципе, в
идее ограничена сословными и классовыми привилегиями, внешне-общественными аристократиями, но она должна быть ограничена правами бесконечной
духовной природы человеческой личности и нации, ограничена истинным подбором качеств.
Революции обнаруживают и высоту человеческой природы, страстное увлечение
идеей лучшего строя жизни, способность к жертвенности, забвение эгоистических интересов, — и жестокость, неблагодарность, истребление высоких
духовных ценностей.
В основе лучшего персоналистического общества лежит не идея гражданина и не идея производителя, не идея политическая или экономическая, а
духовная идея целостного человека, личности.
Неточные совпадения
Манере Туробоева говорить Клим завидовал почти до ненависти к нему. Туробоев называл
идеи «девицами
духовного сословия», утверждал, что «гуманитарные
идеи требуют чувства веры значительно больше, чем церковные, потому что гуманизм есть испорченная религия». Самгин огорчался: почему он не умеет так легко толковать прочитанные книги?
— «Западный буржуа беднее русского интеллигента нравственными
идеями, но зато его
идеи во многом превышают его эмоциональный строй, а главное — он живет сравнительно цельной
духовной жизнью». Ну, это уже какая-то поповщинка! «Свойства русского национального духа указуют на то, что мы призваны творить в области религиозной философии». Вот те раз! Это уже — слепота. Должно быть, Бердяев придумал.
Даже с практической стороны он не видит препятствия; необходимо отправиться в Среднюю Азию, эту колыбель религиозных движений, очистить себя долгим искусом, чтобы окончательно отрешиться от отягощающих наше тело чисто плотских помыслов, и тогда вполне возможно подняться до созерцания абсолютной
идеи, управляющей нашим
духовным миром.
— О любопытнейшей их статье толкуем, — произнес иеромонах Иосиф, библиотекарь, обращаясь к старцу и указывая на Ивана Федоровича. — Нового много выводят, да, кажется, идея-то о двух концах. По поводу вопроса о церковно-общественном суде и обширности его права ответили журнальною статьею одному
духовному лицу, написавшему о вопросе сем целую книгу…
Уже за рубежом, в эмиграции, я вернулся на новых
духовных основаниях к некоторым социальным
идеям моей молодости, но об этом речь впереди.