Цитаты со словом «той»
Те оценки, которые я применял в своих опытах, я считаю внутренне верными, но неприменимыми уже к современным событиям.
И роковой смысл этого выпадения я вижу даже не в
том, что он дает перевес враждебной нам стороне.
И ныне перед европейским миром стоят более страшные опасности, чем
те, которые я видел в этой войне.
Если мировая война будет еще долго продолжаться,
то все народы Европы со старыми своими культурами погрузятся во тьму и мрак.
Результатами войны воспользуются не
те, которые на это рассчитывают.
Если война еще будет продолжаться,
то Россия, переставшая быть субъектом и превратившаяся в объект, Россия, ставшая ареной столкновения народов, будет продолжать гнить, и гниение это слишком далеко зайдет к дню окончания войны.
Темные разрушительные силы, убивающие нашу родину, все свои надежды основывают на
том, что во всем мире произойдет страшный катаклизм и будут разрушены основы христианской культуры.
И тогда может наступить конец Европы не в
том смысле, в каком я писал о нем в одной из статей этой книги, а в более страшном и исключительно отрицательном смысле слова.
Идея России остается истинной и после
того, как народ изменил своей идее, после того, как он низко пал.
Мы должны почувствовать и в Западной Европе
ту же вселенскую святыню, которой и мы сами были духовно живы, и искать единения с ней.
Для западного культурного человечества Россия все еще остается совершенно трансцендентной, каким-то чуждым Востоком,
то притягивающим своей тайной, то отталкивающим своим варварством.
Но духовная культура России,
то ядро жизни, по отношению к которому сама государственность есть лишь поверхностная оболочка и орудие, не занимает еще великодержавного положения в мире.
Дух России не может еще диктовать народам
тех условий, которые может диктовать русская дипломатия.
Славянская раса не заняла еще в мире
того положения, которое заняла раса латинская или германская.
То, что совершалось в недрах русского духа, перестанет уже быть провинциальным, отдельным и замкнутым, станет мировым и общечеловеческим, не восточным только, но и западным.
Бьет
тот час мировой истории, когда славянская раса во главе с Россией призывается к определяющей роли в жизни человечества.
И если народы Запада принуждены будут, наконец, увидеть единственный лик России и признать ее призвание,
то остается все еще неясным, сознаем ли мы сами, чт́о есть Россия и к чему она призвана?
И Россия не была бы так таинственна, если бы в ней было только
то, о чем мы сейчас говорили.
И самым коренным грехом славянофильства было
то, что природно-исторические черты русской стихии они приняли за христианские добродетели.
Классы и сословия слабо были развиты и не играли
той роли, какую играли в истории западных стран.
Земля русская не
того приняла за своего суженого, ошиблась в женихе.
Та же антиномичность проходит через все русское бытие.
Русские почти стыдятся
того, что они русские; им чужда национальная гордость и часто даже — увы! — чуждо национальное достоинство.
Вл. Соловьев смеялся над уверенностью русского национального самомнения в
том, что все святые говорили по-русски.
Тот же Достоевский, который проповедовал всечеловека и призывал к вселенскому духу, проповедовал и самый изуверский национализм, травил поляков и евреев, отрицал за Западом всякие права быть христианским миром.
Русское национальное самомнение всегда выражается в
том, что Россия почитает себя не только самой христианской, но и единственной христианской страной в мире.
Но
тот же национализм царит и в господствующей церкви.
Тот же национализм проникает и в славянофильскую идеологию, которая всегда подменяла вселенское русским.
Русский народ хочет не столько святости, сколько преклонения и благоговения перед святостью, подобно
тому как он хочет не власти, а отдания себя власти, перенесения на власть всего бремени.
Загадочная антиномичность России в отношении к национальности связана все с
тем же неверным соотношением мужественного и женственного начала, с неразвитостью и нераскрытостью личности, во Христе рожденной и призванной быть женихом своей земли, светоносным мужем женственной национальной стихии, а не рабом ее.
Ту же загадочную антиномичность можно проследить в России во всем.
Россия — самая не буржуазная страна в мире; в ней нет
того крепкого мещанства, которое так отталкивает и отвращает русских на Западе.
В русском народе поистине есть свобода духа, которая дается лишь
тому, кто не слишком поглощен жаждой земной прибыли и земного благоустройства.
Странников в культурной, интеллигентной жизни называют
то скитальцами русской земли, то отщепенцами.
То же есть и в русском сектантстве, в мистической народной жажде, в этом исступленном желании, чтобы «накатил Дух».
Не раз уже указывали на
то, что сам русский атеизм религиозен.
Русская народная жизнь с ее мистическими сектами, и русская литература, и русская мысль, и жуткая судьба русских писателей, и судьба русской интеллигенции, оторвавшейся от почвы и в
то же время столь характерно национальной, все, все дает нам право утверждать тот тезис, что Россия — страна бесконечной свободы и духовных далей, страна странников, скитальцев и искателей, страна мятежная и жуткая в своей стихийности, в своем народном дионисизме, не желающем знать формы.
Почвенные слои наши лишены правосознания и даже достоинства, не хотят самодеятельности и активности, всегда полагаются на
то, что другие все за них сделают.
С этим связано
то, что все мужественное, освобождающее и оформляющее было в России как бы не русским, заграничным, западноевропейским, французским или немецким или греческим в старину.
В жизни духа владеют ею:
то Маркс, то Кант, то Штейнер, то иной какой-нибудь иностранный муж.
Русский народ почти уже готов был примириться с
тем, что управлять им и цивилизовать его могут только немцы.
Блестящий пример полной утери истинного самосознания и полной
тьмы от бахвальства и самомнения являет ныне Германия.
Мужественное, светоносное сознание народа — всегда критическое, всегда освобождающее от собственной
тьмы и порабощенности, всегда есть овладение хаотическими в себе стихиями.
И всего более должна быть Россия свободна от ненависти к Германии, от порабощающих чувств злобы и мести, от
того отрицания ценного в духовной культуре врага, которое есть лишь другая форма рабства.
В русской национальной стихии есть какая-то вечная опасность быть в плену, быть покорной
тому, что вне ее.
Война должна освободить нас, русских, от рабского и подчиненного отношения к Германии, от нездорового, надрывного отношения к Западной Европе, как к чему-то далекому и внешнему, предмету
то страстной влюбленности и мечты, то погромной ненависти и страха.
Это всемирное по своим притязаниям мессианское сознание евреев было оправдано
тем, что Мессия явился в недрах этого народа, хотя и был отвергнут им.
Христианство не допускает народной исключительности и народной гордости, осуждает
то сознание, по которому мой народ выше всех народов и единственный религиозный народ.
Христианское мессианское сознание не может быть утверждением
того, что один лишь русский народ имеет великое религиозное призвание, что он один — христианский народ, что он один избран для христианской судьбы и христианского удела, а все остальные народы — низшие, не христианские и лишены религиозного призвания.
Христианское мессианское сознание может быть лишь сознанием
того, что в наступающую мировую эпоху Россия призвана сказать свое новое слово миру, как сказал его уже мир латинский и мир германский.
Цитаты из русской классики со словом «той»
А между
тем, трудно себе представить историческое лицо, деятельность которого так неизменно и постоянно была бы направлена к одной и
той же цели. Трудно вообразить себе цель более достойную и более совпадающую с волею всего народа. Еще труднее найти другой пример в истории, где бы цель, которую поставило себе историческое лицо, была бы так совершенно достигнута, как
та цель, к достижению которой была направлена вся деятельность Кутузова в 12-м году.
Да, в жизни есть пристрастие к возвращающемуся ритму, к повторению мотива; кто не знает, как старчество близко к детству? Вглядитесь, и вы увидите, что по обе стороны полного разгара жизни, с ее венками из цветов и терний, с ее колыбелями и гробами, часто повторяются эпохи, сходные в главных чертах. Чего юность еще не имела,
то уже утрачено; о чем юность мечтала, без личных видов, выходит светлее, спокойнее и также без личных видов из-за туч и зарева.
И я не увидел их более — я не увидел Аси. Темные слухи доходили до меня о нем, но она навсегда для меня исчезла. Я даже не знаю, жива ли она. Однажды, несколько лет спустя, я мельком увидал за границей, в вагоне железной дороги, женщину, лицо которой живо напомнило мне незабвенные черты… но я, вероятно, был обманут случайным сходством. Ася осталась в моей памяти
той самой девочкой, какою я знавал ее в лучшую пору моей жизни, какою я ее видел в последний раз, наклоненной на спинку низкого деревянного стула.
Рогнеда Романовна не могла претендовать ни на какое первенство, потому что в ней надо всем преобладало чувство преданности, а Раиса Романовна и Зоя Романовна были особы без речей. Судьба их некоторым образом имела нечто трагическое и общее с судьбою Тристрама Шанди. Когда они только что появились близнецами на свет, повивальная бабушка, растерявшись, взяла вместо пеленки пустой мешочек и обтерла им головки новорожденных. С
той же минуты младенцы сделались совершенно глупыми и остались такими на целую жизнь.
Различие между ним, каким он был тогда и каким он был теперь, было огромно: оно было такое же, если не большее, чем различие между Катюшей в церкви и
той проституткой, пьянствовавшей с купцом, которую они судили нынче утром.
Предложения со словом «той»
- Видимо, до сих пор памятны те времена, когда сельдь являлась одной из главных статей городского дохода.
- Полагая, что за прошедшие с тех пор более чем полвека документы отнюдь не утратили своего научного значения, мы взяли на себя труд завершить дело, начатое замечательным человеком и учёным.
- Я ведь даже не леди и ничем не заслужила ни его улыбок, ни взглядов, ни уж тем более времени…
- (все предложения)
Значение слова «той»
Той или туй (азерб. toy, башк. туй, каз. той, кирг. той, тат. туй, узб. to'y, чуваш. туй) — название празднеств у тюркоязычных народов. (Википедия)
Все значения слова ТОЙ
Афоризмы русских писателей со словом «той»
- Он награжден каким-то вечным детством,
Той зоркостью и щедростью светил,
И вся земля была его наследством,
А он ее со всеми разделил. <О Пастернаке>
- Дело художника — восстанавливать связь, расчищать горизонты от той беспорядочной груды ничтожных фактов, которые, как бурелом, загораживают все исторические перспективы.
- Воздух живет той жизнью, которой нам не дано
Уразуметь — живет своей голубою,
Ветреной жизнью, начинаясь над головою
И нигде не кончаясь.
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно