Цитаты со словом «мыслить»

Область
поиска
Область
поиска
Значит ли это, что идея России и миссия России, как я ее мыслю в этой книге, оказалась ложью?
Россия, как Божья мысль, осталась великой, в ней есть неистребимое онтологическое ядро, но народ совершил предательство, соблазнился ложью.
В статьях этих я жил вместе с войной и писал в живом трепетании события. И я сохраняю последовательность своих живых реакций. Но сейчас к мыслям моим о судьбе России примешивается много горького пессимизма и острой печали от разрыва с великим прошлым моей родины.
Русская национальная мысль чувствует потребность и долг разгадать загадку России, понять идею России, определить ее задачу и место в мире.
Русская национальная мысль питалась чувством богоизбранности и богоносности России.
Противоречия русского бытия всегда находили себе отражение в русской литературе и русской философской мысли.
Русская народная жизнь с ее мистическими сектами, и русская литература, и русская мысль, и жуткая судьба русских писателей, и судьба русской интеллигенции, оторвавшейся от почвы и в то же время столь характерно национальной, все, все дает нам право утверждать тот тезис, что Россия — страна бесконечной свободы и духовных далей, страна странников, скитальцев и искателей, страна мятежная и жуткая в своей стихийности, в своем народном дионисизме, не желающем знать формы.
Россия — страна купцов, погруженных в тяжелую плоть, стяжателей, консервативных до неподвижности, страна чиновников, никогда не переступающих пределов замкнутого и мертвого бюрократического царства, страна крестьян, ничего не желающих, кроме земли, и принимающих христианство совершенно внешне и корыстно, страна духовенства, погруженного в материальный быт, страна обрядоверия, страна интеллигентщины, инертной и консервативной в своей мысли, зараженной самыми поверхностными материалистическими идеями.
И наш политический революционизм как-то несвободен, бесплоден и инертен мыслью.
А это значит, что русская мысль и русская жизнь должны быть радикально освобождены от мертвенных и мертвящих сторон славянофильства, не только официального, но и народного.
Трудно передать своими словами мысли Розанова.
Да у него и нет никаких мыслей.
Слова у него не символы мысли, а плоть и кровь.
И сам он повторяет славянофильские зады, давно уже отвергнутые не «западнической» мыслью, а мыслью, продолжавшей дело славянофилов.
Но еще более, чем мыслью, опровергнуты славянофильские зады жизнью.
«Славянофильство умерло, потому что оно оказалось не нужным и напрасным, только мешающим в параллельной мысли тому „официальному правительству“, котороеодно и могло сделать…
Презрение Розанова к идеям, мыслям, литературе не имеет пределов.
Привычные категории мысли русской интеллигенции оказались совершенно непригодны для суждения о таких грандиозных событиях, как нынешняя мировая война.
Душа не раскрывается перед многообразной исторической действительностью, и энергия мысли не работает над новыми творческими задачами, поставленными жизнью и историей.
Мысль не работает над новыми явлениями и темами, не проникает в конкретность мировой жизни, а упрощенно применяет свои старые схемы, свои сокращенные категории, социологические, моральные или религиозные.
Но мировые события требуют погружения в конкретное, повышения энергии мысли, совершающей новую работу над всяким новым явлением жизни.
Нужно начать мыслить не по готовым схемам, не применять традиционные категории, а мыслить творчески над раскрывающейся трагедией мировой истории.
Но ведь долгие десятилетия западничество было господствующим направлением русской мысли.
Можно даже высказать такой парадокс: славянофилы, взгляды которых, кстати сказать, я в большей части не разделяю, были первыми русскими европейцами, так как они пытались мыслить по-европейски, самостоятельно, а не подражать западной мысли, как подражают дети.
Европейская мысль до неузнаваемости искажалась в русском интеллигентском сознании.
Самоценность же мысли и познания у нас всегда отрицалась.
Старая и в основе своей верная мысль о созерцательности Востока и действенности Запада им вульгаризируется и излагается слишком элементарно.
У Горького же все время чувствуется недостаточная осведомленность человека, живущего интеллигентско-кружковыми понятиями, провинциализм, не ведающий размаха мировой мысли.
Народничество, столь характерное для русской мысли и проявляющееся в разнообразных формах, предполагает уже отщепенство и чувство оторванности от народной жизни.
В этом обнаруживается вялость и инертность мысли, нелюбовь к мысли, неверие в мысль.
Моралистический склад русской души порождает подозрительное отношение к мысли.
В России с самых противоположных точек зрения проповедуется аскетическое воздержание от идейного творчества, от жизни мысли, переходящей пределы утилитарно нужного для целей социальных, моральных или религиозных.
Этот аскетизм в отношении к мысли и к идейному творчеству одинаково утверждался у нас и с точки зрения религиозной и с точки зрения материалистической.
Одни считают у нас достаточным тот минимум мысли, который заключается в социал-демократических брошюрах, другие — тот, который можно найти в писаниях святых отцов.
Брошюры толстовские, брошюры «религиозно-философской библиотеки» М. А. Новоселова и брошюры социально-революционные обнаруживают совершенно одинаковую нелюбовь и презрение к мысли.
Самоценность мысли отрицалась, свобода идейного творчества бралась под подозрение то с точки зрения социально-революционной, то с точки зрения религиозно-охранительной.
Но любовь к катехизисам и есть нелюбовь к самостоятельной мысли.
Вся духовная энергия русского человека была направлена на единую мысль о спасении своей души, о спасении народа, о спасении мира.
Поистине эта мысль о всеобщем спасении — характерно русская мысль.
Для дела спасения нужны катехизисы, но опасна мысль свободная и творческая.
В ней нельзя найти ни малейших признаков общественной мысли, политического сознания.
«Общественное» миросозерцание русской интеллигенции, подчиняющее все ценности политике, есть лишь результат великой путаницы, слабости мысли и сознания, смешения абсолютного и относительного.
Мыслить над историей и ее задачами он отказывается, он предпочитает морализировать над историей, применять к ней свои социологические схемы, очень напоминающие схемы теологические.
И в этом русский интеллигент, оторванный от родной почвы, остается характерно-русским человеком, никогда не имевшим вкуса к истории, к исторической мысли и к историческому драматизму.
Наша общественная мысль была нарочито примитивной и элементарной, она всегда стремилась к упрощению и боялась сложности.
Русская интеллигенция всегда исповедовала какие-нибудь доктрины, вмещающиеся в карманный катехизис, и утопии, обещающие легкий и упрощенный способ всеобщего спасения, но не любила и боялась самоценной творческой мысли, перед которой раскрывались бы бесконечно сложные перспективы.
В широкой массе так называемой радикальной интеллигенции мысль не только упрощена, но опошлена и выветрена.
Творческая мысль, которая ставит и решает все новые и новые задачи, — динамична.
Русская же мысль всегда была слишком статична, несмотря на смену разных вер и направлений.
Русский человек не очень ищет истины, он ищет правды, которую мыслит то религиозно, то морально, то социально, ищет спасения.
 

Цитаты из русской классики со словом «мыслить»

He я мыслю, мы мыслим, т. е. мыслит общение в любви, и не мысль доказывает мое существование, а воля и любовь.
— Он говорит, что внутренний мир не может быть выяснен навыками разума мыслить мир внешний идеалистически или материалистически; эти навыки только суживают, уродуют подлинное человеческое, убивают свободу воображения идеями, догмами…
Конечно, я рассуждал бессвязно, и в уме моем мелькали не мысли, а лишь обрывки мыслей.
Вся ценность мысли Хомякова была в том, что он мыслил соборность, которая была его творческим открытием, в неотрывной связи со свободой.
Я им говорил не свое, а мысли великих мыслителей, — и они не только не поняли того, что я им объяснял, но даже — того, что я им говорил не совершеннейшую чепуху!
Смотреть все цитаты из русской классики со словом «мыслить»

Предложения со словом «мыслить»

Значение слова «мыслить»

  • МЫ́СЛИТЬ, -лю, -лишь; прич. наст. мы́слящий; прич. страд. наст. мы́слимый, -лим, -а, -о; несов. 1. Рассуждать, сопоставляя явления объективной действительности и делая выводы. Логически мыслить. Мыслить образами. (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова МЫСЛИТЬ

Афоризмы русских писателей со словом «мыслить»

Отправить комментарий

@
Смотрите также

Значение слова «мыслить»

МЫ́СЛИТЬ, -лю, -лишь; прич. наст. мы́слящий; прич. страд. наст. мы́слимый, -лим, -а, -о; несов. 1. Рассуждать, сопоставляя явления объективной действительности и делая выводы. Логически мыслить. Мыслить образами.

Все значения слова «мыслить»

Предложения со словом «мыслить»

  • Иногда казалось, что неказистые с виду лошадки могут читать мысли человека.

  • Даже наши собственные мысли становятся источником стресса, на которые отвечает тело.

  • Например, художники и архитекторы могут мыслить образами, а у математиков мыслеформы появляются сразу в виде математических формул.

  • (все предложения)

Синонимы к слову «мыслить»

Ассоциации к слову «мыслить»

Морфология

Правописание

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я