Цитаты со словом «а»
И тогда может наступить конец Европы не в том смысле, в каком я писал о нем в одной из статей этой книги,
а в более страшном и исключительно отрицательном смысле слова.
А верит в Россию каждый по-своему, и каждый находит в полном противоречий бытии России факты для подтверждения своей веры.
Государственная власть всегда была внешним,
а не внутренним принципом для безгосударственного русского народа; она не из него созидалась, а приходила как бы извне, как жених приходит к невесте.
Русские радикалы и русские консерваторы одинаково думали, что государство — это «они»,
а не «мы».
Русский анархизм — женственный,
а не мужественный, пассивный, а не активный.
Русская безгосударственность — не завоевание себе свободы,
а отдание себя, свобода от активности.
Русский народ хочет не столько святости, сколько преклонения и благоговения перед святостью, подобно тому как он хочет не власти,
а отдания себя власти, перенесения на власть всего бремени.
Русский народ в массе своей ленив в религиозном восхождении, его религиозность равнинная,
а не горная; коллективное смирение дается ему легче, чем религиозный закал личности, чем жертва теплом и уютом национальной стихийной жизни.
Так крепнет религия плоти,
а не духа, так охраняется твердыня религиозного материализма.
Загадочная антиномичность России в отношении к национальности связана все с тем же неверным соотношением мужественного и женственного начала, с неразвитостью и нераскрытостью личности, во Христе рожденной и призванной быть женихом своей земли, светоносным мужем женственной национальной стихии,
а не рабом ее.
Вл. Соловьев всегда чувствовал себя не обывателем и мещанином этой земли,
а лишь пришельцем и странником, не имеющим своего дома.
Духовное странствование есть в Лермонтове, в Гоголе, есть в Л. Толстом и Достоевском,
а на другом конце — у русских анархистов и революционеров, стремящихся по-своему к абсолютному, выходящему за грани всякой позитивной и зримой жизни.
Но необходимо понять, что исконный русский коллективизм есть лишь преходящее явление первоначальной стадии натуральной эволюции,
а не вечное явление духа.
В терминах философских это значит, что Россия всегда чувствует мужественное начало себе трансцендентным,
а не имманентным, привходящим извне.
Россия невестится, ждет жениха, который должен прийти из какой-то выси, но приходит не суженый,
а немец-чиновник и владеет ею.
Она не училась у Европы, что нужно и хорошо, не приобщалась к европейской культуре, что для нее спасительно,
а рабски подчинялась Западу или в дикой националистической реакции громила Запад, отрицала культуру.
Русский дионисизм — варварский,
а не эллинский.
А это значит, что русский народ в отношении к своей русской земле должен быть мужествен и светоносен, должен владеть землей и оформлять ее хаотические стихии, а не растворяться в ней, не пассивно ей отдаваться.
Это значит также, что человеческое призвано господствовать над природным,
а не природное над человеческим.
Россия в массе своей исповедовала религию родовой плоти,
а не религию духа, смешивала родовой, природный коллективизм с коллективизмом духовным, сверхприродным.
Христианское мессианское сознание не может быть утверждением того, что один лишь русский народ имеет великое религиозное призвание, что он один — христианский народ, что он один избран для христианской судьбы и христианского удела,
а все остальные народы — низшие, не христианские и лишены религиозного призвания.
А всякий исключительный религиозный национализм, всякое религиозно-национальное самомнение есть юдаизм в христианстве.
А ныне мы присутствуем при конце германского мессианизма, при полном исчерпании его духовных сил.
А это значит, что русская мысль и русская жизнь должны быть радикально освобождены от мертвенных и мертвящих сторон славянофильства, не только официального, но и народного.
Россия должна сознавать себя и Западом, Востоко-Западом, соединителем двух миров,
а не разделителем.
А на этом бытовом и удовлетворенном чувстве основывалось в значительной степени славянофильство и основывается вся наша правая религиозно-национальная идеология.
У него два лика: один обращен к охранению, к закрепощению национально-религиозного быта, выдаваемого за подлинное бытие, — образ духовной сытости,
а другой лик — пророческий, обращенный к граду грядущему, — образ духовного голода.
В ней нет дара создания средней культуры, и этим она действительно глубоко отличается от стран Запада, отличается не только по отсталости своей,
а по духу своему.
А история культуры и общественности вся ведь в среднем и относительном; она не абсолютна и не конечна.
Поэтому же трудно русским создавать относительную культуру, которая всегда есть дело предпоследнее,
а не последнее.
Славянофилы хотели оставить русскому народу свободу религиозной совести, свободу думы, свободу духа,
а всю остальную жизнь отдать во власть силы, неограниченно управляющей русским народом.
И тогда возрождение России к новой жизни может быть связано лишь с мужественными, активными и творящими путями духа, с раскрытием Христа внутри человека и народа,
а не с натуралистической родовой стихией, вечно влекущей и порабощающей.
В России откровение человека может быть лишь религиозным откровением, лишь раскрытием внутреннего,
а не внешнего человека, Христа внутри.
Таков абсолютный дух России, в котором все должно идти от внутреннего,
а не внешнего.
Не слабой и маленькой,
а сильной и большой победит она соблазн царства этого мира.
Русское национальное самосознание должно полностью вместить в себя эту антиномию: русский народ по духу своему и по призванию своему сверхгосударственный и сверхнациональный народ, по идее своей не любящий «мира» и того, что в «мире», но ему дано могущественнейшее национальное государство для того, чтобы жертва его и отречение были вольными, были от силы,
а не от бессилия.
Слова у него не символы мысли,
а плоть и кровь.
Он готов отрицать на следующей странице то, что сказал на предыдущей, и остается в целостности жизненного,
а не логического процесса.
Он не мог противостоять потоку националистической реакции 80-х годов, не мог противостоять потоку декадентства в начале XX века, не мог противостоять революционному потоку 1905 г.,
а потом новому реакционному потоку, напору антисемитизма в эпоху Бейлиса, наконец, не может противостоять могучему потоку войны, подъему героического патриотизма и опасности шовинизма.
А ведь воображение Достоевского было чисто русское, и лишь до глубины русское в нем зарождалось.
В самых недрах русского характера обнаруживается вечно бабье, не вечно женственное,
а вечно бабье.
Голова была ясна,
а сердце билось… как у женщины.
И сам он повторяет славянофильские зады, давно уже отвергнутые не «западнической» мыслью,
а мыслью, продолжавшей дело славянофилов.
Розановские настроения служат делу злобы,
а не мира.
Розанов, как и наши радикалы, безнадежно смешивает государство с правительством и думает, что государство — это всегда «они»,
а не «мы».
Чиновничья служба — дело серьезное,
а литература — забава.
«Ему было любо государство в самих казнях, — ибо, казня, государство видело в нем душу и человека,
а не игрушку, с которой позабавиться.
Розанов хочет с художественным совершенством выразить обывательскую точку зрения на мир, тот взгляд старых тетушек и дядюшек, по которому государственная служба есть дело серьезное,
а литература, идеи и пр. — пустяки, забава.
Цитаты из русской классики со словом «а»
Предложения со словом «а»
- Ну а потом уже можно сажать прибрежные растения, наливать воду до верха водоёма и сажать водные растения.
- Смотаться-то отсюда наверняка можно, а вот потом будет хлопотно.
- – Ну а теперь можете продолжать завтрак, – милостиво позволил сэнсэй.
- (все предложения)
Значение слова «а»
А1, нескл., ср. Название первой буквы русского алфавита.
А2, союз. I. противительный. 1. Употребляется для соединения противопоставляемых предложений или отдельных членов предложения; соответствует по значению словам: но, зато, наоборот, напротив.
А3, частица. 1. побудительная. Употребляется при повторном обращении к кому-л. для привлечения внимания.
А4, междом. Часто произносится удлиненно (а-а-а!) и в зависимости от интонации выражает различные эмоциональные состояния. 1. Выражает припоминание, догадку, удивление. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова А
Афоризмы русских писателей со словом «а»
- Надо быть не правдоискателем, а правдоустроителем.
- Народ — жертва зла. Но он же опора зла, а значит, и творец или, по крайней мере, питательная почва зла.
- Женщина, даже самая бескорыстная, ценит в мужчине щедрость и широту натуры. Женщина поэтична, а что может быть прозаичнее скупости?
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно