«
Человеческое творчество не содержит в себе ничего метафизически нового, оно лишь воспроизводит и воссоздает из имеющихся, созданных уже элементов и по вновь находимым, воссоздаваемым, но также наперед данным образцам.
Человеческое творчество создает не «образ», который дан, но «подобие», которое задано, воспроизводит в свободном, трудовом, историческом процессе то, что предвечно есть как идеальный первообраз» (с. 140).
Неточные совпадения
История философского самосознания и есть арена борьбы двух устремлений
человеческого духа — к свободе и к необходимости, к
творчеству и к приспособлению, к искусству выходить за пределы данного мира и к науке согласовать себя с данным миром.
Коренной двойственности
человеческой природы, ее принадлежности к двум мирам, соответствует двойственность искупления и
творчества.
В
творчестве «культуры» сказывается лишь трагическая двойственность
человеческой природы, рвущейся из оков необходимости, но иное бытие не достигается.
Так новый мир идет к
творчеству, но
творчества в нем не было еще и не могло быть до космически-антропологического поворота, до великой религиозной революции в
человеческом самосознании.
Все жизненное учение старца Амвросия, полное недоверия к человеку, к его
творчеству, к его мировой задаче совершенствования, основано на том, что «конечное и совершенное совершенство достигается на небе, в будущей бесконечной жизни, к которой кратковременная земная жизнь
человеческая служит лишь приготовлением» (с. 151).
Это сознание противно глубочайшей сущности христианства, которое делает Бога имманентным
человеческой природе и потому не допускает совершенно трансцендентного разрыва здешнего мира и мира потустороннего [Кн. Е. Трубецкой в своем «Миросозерцании Вл. С. Соловьева» странным образом оправдывает свободное
творчество человека в мире через крайнее отдаление потустороннего божественного мира от мира здешнего.
Философия эта, по духу своему не творческая и не активная, а послушная и приспособленная, не допускает мысли о том, что греховно-ограниченное состояние
человеческой природы, для которой невозможно
творчество бытия, может быть преодолено, что разрыв субъекта и объекта не вечен.
Творчество будет продолжать творение, в нем раскроется подобие
человеческой природы Творцу.
Эта мистика, в сущности, не знает ни Божьего
творчества, ни
творчества человеческого.
Чисто пантеистическое богосознание не допускает возможности
творчества ни Божьего, ни
человеческого, для него лишь одно божественное состояние истекает в другое.
Есть вечная и непереходимая грань, отделяющая
творчество тварное,
человеческое от
творчества божественного,
творчества Творца.
Когда мы говорим на нашем несовершенном
человеческом языке о
творчестве из ничего, то мы говорим о
творчестве из свободы.
Силы, исключительно приверженные закону, не понимают и не принимают той высшей правды, что
творчество — уже большее, чем первоначальное послушание воле Божьей, что Бог сам возжелал откровения воли
человеческой.
Есть трагический антагонизм между человеком совершенным как делом Божьего
творчества и
человеческим совершенным
творчеством как делом активности самого человека.
Философия и наука есть неудача в творческом познании истины; искусство и литература — неудача в
творчестве красоты; семья и половая жизнь — неудача в
творчестве любви; мораль и право — неудача в
творчестве человеческих отношений; хозяйство и техника — неудача в творческой власти человека над природой.
Вместе с тем я раскрывал трагедию
человеческого творчества, которая заключается в том, что есть несоответствие между творческим замыслом и творческим продуктом; человек творит не новую жизнь, не новое бытие, а культурные продукты.
Человеческое творчество подчинено ритму, изменяющему творческую направленность: классицизм сменяется романтизмом, романтизм сменяется реализмом, реализм сменяется классической реакцией, классическая реакция вызывает восстание субъективности и т. д.
Неточные совпадения
Но не требовать этого, значит тоже ничего не требовать, оскорблять женщину, ее
человеческую натуру,
творчество Бога, значит прямо и грубо отказывать ей в правах на равенство с мужчиной, на что женщины справедливо жалуются.
Конфликт создается ложными притязаниями науки на верховенство над
человеческой жизнью, на способность авторитетно разрешать вопросы религии, философии, морали, на способность давать директивы для
творчества духовной культуры.
Активное
человеческое совершенствование и
творчество парализованы.
Я готов себя сознать романтиком вот по каким чертам: примат субъекта над объектом, противление детерминизму конечного и устремление к бесконечному, неверие в достижение совершенства в конечном, интуиция против дискурсии, антиинтеллектуализм и понимание познания как акта целостного духа, экзальтация
творчества в
человеческой жизни, вражда к нормативизму и законничеству, противоположение личного, индивидуального власти общего.
Творчество и объективация” и книга “Экзистенциальная диалектика божественного и
человеческого”.