Цитаты со словом «дух»
Если это и будет автобиографией, то автобиографией философской, историей
духа и самосознания.
Эти части книги мне нужны были для описания разных атмосфер, через которые я проходил в истории моего
духа.
Но главное в книге не это, главное — самопознание, познание собственного
духа и духовных исканий.
Если глубина
духа и высшие достижения личности ничего наследственного в себе не заключают, то в душевных и душевно-телесных свойствах есть много наследственного.
Я всегда любил сигары и
духи, это для меня характерно.
Поэтому у меня страсть к
духам.
Думаю, что брезгливость связана у меня со структурой моего
духа.
Я не любил «жизни» прежде и больше «смысла», я «смысл» любил больше жизни, «
дух» любил больше мира.
Но философия моя была, как теперь говорят, экзистенциальна, она выражала борения моего
духа, она была близка к жизни, жизни без кавычек.
Физиологические потребности никогда не казались мне безотлагательными, все мне представлялось зависящим от направленности сознания, от установки
духа.
Мне всегда казалось неверным и выдуманным, что
дух должен бороться с плотью (соблазнами плоти).
Дух должен бороться с духом же (с соблазнами духа, которые выражаются и в плоти).
Но мой
дух бывал ложно направленным.
Свобода
духа мне казалась связанной с incognito.
Я всегда чувствовал негармоничность в отношениях моего
духа и душевных оболочек.
Дух был у меня сильнее души.
Дух был здоров, душа же больная.
Было несоответствие между силой
духа и сравнительной слабостью душевных оболочек.
Независимость
духа я всегда умел отстаивать.
В противоположность господствующей точке зрения я думаю, что
дух революционен, материя же консервативна и реакционна.
Но в обыкновенных революциях мир
духа ущемлен материей, и она искажает его достижения.
Я сознавал в себе большую силу
духа, большую независимость и свободу от окружающего мира и в обыденной жизни часто бывал раздавлен беспорядочным напором ощущений и эмоций.
Я нашел в библиотеке отца «Критику чистого разума» Канта и «Философию
духа» Гегеля (третья часть «Энциклопедии»), Все это способствовало образованию во мне своего субъективного мира, который я противополагал миру объективному.
Но были философы и писатели, которые особенно питали мою любовь к свободе
духа, подтверждали ее и помогали ее развитию во мне.
Все, что не связано с происхождением по
духу, вызывало во мне отталкивание.
Ортодоксия имеет социологическую природу и означает авторитет организованного коллектива над свободной личностью, над свободным
духом человека.
Но сейчас я остро сознаю, что, в сущности, сочувствую всем великим бунтам истории — бунту Лютера, бунту разума просвещения против авторитета, бунту «природы» у Руссо, бунту французской революции, бунту идеализма против власти объекта, бунту Маркса против капитализма, бунту Белинского против мирового
духа и мировой гармонии, анархическому бунту Бакунина, бунту Л. Толстого против истории и цивилизации, бунту Ницше против разума и морали, бунту Ибсена против общества, и самое христианство я понимаю как бунт против мира и его закона.
Мой бунт есть бунт
духа и бунт личности, а не плоти и не коллектива.
Дух есть свобода и свобода есть дух.
Вся моя жизнь прошла в борениях
духа.
Но я редко выражал непосредственно борения
духа в своих писаниях.
Обыкновенно борения
духа я проецировал во вне и выражал их в форме борьбы с враждебными течениями.
Я никогда не мог примириться с внутренним поражением, мой
дух был направлен к внутренней победе.
Книги мои, вероятно, недостаточно отразили борения моего
духа.
Только синтезирующий акт
духа не допускает превращение мира в кошмарное сновидение.
Это был поворот к
духу и обращение к духовности.
Я в глубине души, в более глубоком слое, чем умственные теории, поверил в первичную реальность
духа и лишь во вторичную, отраженную, символически-знаковую реальность внешнего, так называемого «объективного» мира, природного и исторического.
«Спиритуалист» изначально принимает
дух как свободу, «материалист» же, изначально затрудненный в признании реальности духа, принимает его как авторитет.
Поэтому я думаю, в противоположность господствующему мнению, что
дух есть революционное начало, материя же есть начало реакционное.
Я поверил в силу
духа, и это осталось навсегда.
Меняться могла лишь символика этой силы
духа.
Я сознал независимость
духа от оболочек души.
Я говорил уже, что читал «Критику чистого разума» Канта и «Философию
духа» Гегеля, когда мне было четырнадцать лет.
Я записал ей цитаты из «Философии
духа» Гегеля.
Источник философского познания — целостная жизнь
духа, духовный опыт.
В юности мое отталкивание, а иногда и прямо вражда к академизму и к профессорскому
духу связаны еще с тем, что я был революционером и даже университет представлялся мне выражением буржуазного духа.
В этом проблематика Достоевского, Ибсена была моей нравственной проблематикой, как и пережитое Белинским восстание против гегелевского мирового
духа, как некоторые мотивы Кирхегардта, которого я, впрочем, очень поздно узнал и не особенно люблю, как и борьба Л. Шестова против необходимых законов логики и этики, хотя и при ином отношении к познанию.
Поэтому у меня всегда была вражда к монизму, к рационализму, к подавлению индивидуального общим, к господству универсального
духа и разума, к гладкому и благополучному оптимизму.
Это означает также примат
духа, который есть не бытие, а свобода.
Цитаты из русской классики со словом «дух»
Богословствование Хомякова было занято главным образом учением о Церкви, что для него совпадало с учением о соборности,
дух же соборности был для него
духом свободы.
«Боже отец наших! Помяни щедроты Твоя и милости яже от века суть; не отвержи нас от лица Твоего, ниже возгнушайся недостоинством нашим, но по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих, презри беззакония и грехи наша. Сердце чисто созижди в нас, и
дух прав обнови во утробе нашей; всех нас укрепи верою в Тя, утверди надеждою, одушеви истинною друг к другу любовью, вооружи единодушием на праведное защищение одержания еже дал еси нам и отцем нашим, да не вознесется жезл нечестивых на жребий освященных.
— Не знаком. Ну, так вот… Они учили, что Эон — безначален, но некоторые утверждали начало его в соборности мышления о нем, в стремлении познать его, а из этого стремления и возникла соприсущая Эону мысль — Эннойя… Это — не разум, а сила, двигающая разумом из глубины чистейшего
духа, отрешенного от земли и плоти…
«Боже вечный, расстоящияся собравый в соединение, — читал он кротким певучим голосом, — и союз любве положивый им неразрушимый; благословивый Исаака и Ревекку, наследники я твоего обетования показавый: Сам благослови и рабы Твоя сия, Константина, Екатерину, наставляя я на всякое дело благое. Яко милостивый и человеколюбец Бог еси, и Тебе славу воссылаем, Отцу, и Сыну, и Святому
Духу, ныне и присно и вовеки веков». — «А-аминь», опять разлился в воздухе невидимый хор.
Для этого сознания Бог и человек, божественная и человеческая воля в Христе,
дух и плоть, небо и земля так и остаются несоединенными и несоединимыми, так как чудо претворения и преосуществления малому разуму недоступны.
Предложения со словом «дух»
- Теперь, пока кто-то там… если кто-то там пробивает специальное разрешение, у нас есть время перевести дух и тщательно проверить подготовку кабины, выполненную мною в одиночестве.
- Это придало мне мужество, но, хотя царь лесов казался не в очень боевом расположении духа, я был твёрдо уверен, что если раню его, то он страшно разъярится.
- Стал бы злой дух захватывать тело мальчишки с искалеченной ногой?
- (все предложения)
Значение слова «дух»
ДУХ, -а (-у), м. 1. Психические способности, сознание, мышление. В здоровом теле здоровый дух. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ДУХ
Афоризмы русских писателей со словом «дух»
- Да, каждый свят,
Чья сила превращает
Страданья в дух
Материи живой…
- Владыко дней моих! Дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
- Дух человеческий властен земное покинуть жилище,
Тело не властно идти против велений души.
Сила души — властелин и могучий даятель закона,
Сила телесная вмиг точно исполнит закон.
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно