Неточные совпадения
В определении
характера русского народа и его призвания необходимо делать выбор, который я назову выбором эсхатологическим по конечной цели.
История
русского народа одна из самых мучительных историй: борьба с татарскими нашествиями и татарским игом, всегдашняя гипертрофия государства, тоталитарный режим Московского царства, смутная эпоха, раскол, насильственный
характер петровской реформы, крепостное право, которое было самой страшной язвой
русской жизни, гонения на интеллигенцию, казнь декабристов, жуткий режим прусского юнкера Николая I, безграмотность народной массы, которую держали в тьме из страха, неизбежность революции для разрешения конфликтов и противоречий и ее насильственный и кровавый
характер и, наконец, самая страшная в мировой истории война.
Ив. Аксаков даже отказывался понять, как такую низкую мораль, как мораль «Домостроя», мог породить
русский народный
характер.
Русские — раскольники, это глубокая черта нашего народного
характера.
Казацкая вольница была очень замечательным явлением в
русской истории, она наиболее обнаруживает полярность, противоречивость
русского народного
характера.
Русская литература будет носить моральный
характер, более чем все литературы мира, и скрыто-религиозный
характер.
Русские не скептики, они догматики, у них все приобретает религиозный
характер, они плохо понимают относительное.
Дарвинизм, который на Западе был биологической гипотезой, у
русской интеллигенции приобретает догматический
характер, как будто речь шла о спасении для вечной жизни.
Русский безграмотный мужик любит ставить вопросы философского
характера — о смысле жизни, о Боге, о вечной жизни, о зле и неправде, о том, как осуществить Царство Божье.
Киреевскому в замечательной статье «О
характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России» удалось формулировать типичные черты различия России и Европы, и это несмотря на ошибочность славянофильской концепции
русской истории.
Русская литература XIX в. носила учительский
характер, писатели хотели быть учителями жизни, призывали к улучшению жизни.
С Гоголя начинается религиозно-нравственный
характер русской литературы, ее мессианства.
Социализм у
русских носил религиозный
характер и тогда, когда был атеистическим.
Народничество было порождением неорганического
характера русской истории петровского периода, паразитарного
характера массы
русского дворянства.
В 60-е годы меняются
характер и тип
русской интеллигенции, она имеет иной социальный состав.
Русская литература и мысль носила в значительной степени обличительный
характер.
Он только забыл моральный по преимуществу склад
русского мышления и религиозное беспокойство
русского народа, склонного постоянно ставить проблемы религиозного
характера.
Религиозная тема. Религиозный
характер русской философии. Разница между богословием и религиозной философией. Критика западного рационализма. Философские идеи Киреевского и Хомякова. Идея соборности. Владимир Соловьев. Эротика. Интуиция всеединства. Бытие и сущее. Идея богочеловечества. Учение о Софии. «Смысл любви». Религиозная философия Достоевского и Л. Толстого.
Русская религиозная мысль в духовных академиях. Архиепископ Иннокентий. Несмелов. Тареев.
Но оригинальной особенностью
русской религиозной и философской мысли нужно признать ее тоталитарный
характер, ее искание целостности.
Религиозный
характер русских течений выражался уже в том, что более всего мучила проблема теодицеи, проблема существования зла.
На Западе гениальное учение о Софии было у Якова Бёме, но оно носило несколько иной
характер, чем у Вл. Соловьева и у
русских софиологов [См. мою статью «Учение Якова Бёме о Софии» в «Пути».].
Эсхатологический и профетический
характер русской мысли.
К. Леонтьев предвидел
русскую революцию и многое угадал в ее
характере.
Эсхатологизм К. Леонтьева носит отрицательный
характер и совсем не характерен для
русской эсхатологической идеи.
Это будет иметь роковые последствия для
характера русской революции, для ее духоборства.
Русская литература и поэзия начала века носили профетический
характер.
Это имело роковые последствия для
характера русской революции.
Русская мысль,
русские искания начала XIX в. и начала XX в. свидетельствуют о существовании
русской идеи, которая соответствует
характеру и призванию
русского народа.
Русские искания носят не душевный, а духовный
характер.
Неточные совпадения
В кабинете Алексей Александрович прошелся два раза и остановился у огромного письменного стола, на котором уже были зажжены вперед вошедшим камердинером шесть свечей, потрещал пальцами и сел, разбирая письменные принадлежности. Положив локти на стол, он склонил на бок голову, подумал с минуту и начал писать, ни одной секунды не останавливаясь. Он писал без обращения к ней и по-французски, упоребляя местоимение «вы», не имеющее того
характера холодности, который оно имеет на
русском языке.
Это был один из тех
характеров, которые могли возникнуть только в тяжелый XV век на полукочующем углу Европы, когда вся южная первобытная Россия, оставленная своими князьями, была опустошена, выжжена дотла неукротимыми набегами монгольских хищников; когда, лишившись дома и кровли, стал здесь отважен человек; когда на пожарищах, в виду грозных соседей и вечной опасности, селился он и привыкал глядеть им прямо в очи, разучившись знать, существует ли какая боязнь на свете; когда бранным пламенем объялся древле мирный славянский дух и завелось козачество — широкая, разгульная замашка
русской природы, — и когда все поречья, перевозы, прибрежные пологие и удобные места усеялись козаками, которым и счету никто не ведал, и смелые товарищи их были вправе отвечать султану, пожелавшему знать о числе их: «Кто их знает! у нас их раскидано по всему степу: что байрак, то козак» (что маленький пригорок, там уж и козак).
Чтоб сложиться такому
характеру, может быть, нужны были и такие смешанные элементы, из каких сложился Штольц. Деятели издавна отливались у нас в пять, шесть стереотипных форм, лениво, вполглаза глядя вокруг, прикладывали руку к общественной машине и с дремотой двигали ее по обычной колее, ставя ногу в оставленный предшественником след. Но вот глаза очнулись от дремоты, послышались бойкие, широкие шаги, живые голоса… Сколько Штольцев должно явиться под
русскими именами!
У него был живой, игривый ум, наблюдательность и некогда смелые порывы в
характере. Но шестнадцати лет он поступил в гвардию, выучась отлично говорить, писать и петь по-французски и почти не зная
русской грамоты. Ему дали отличную квартиру, лошадей, экипаж и тысяч двадцать дохода.
Мало того, еще в Москве, может быть с самого первого дня «идеи», порешил, что ни закладчиком, ни процентщиком тоже не буду: на это есть жиды да те из
русских, у кого ни ума, ни
характера.