Неточные совпадения
И всегда в
русской душе боролись два
начала, восточное и западное.
Два противоположных
начала легли в основу формации
русской души: природная, языческая дионисическая стихия и аскетически-монашеское православие.
Эти разные
начала русской религиозности будут сказываться и в мысли XX в.
Начало XIX в., Александровская эпоха — одна из самых интересных в петербургском периоде
русской истории.
Культурному слою
русского дворянства
начала XIX в. свойственны были благородство и возвышенность.
Русская творческая мысль
начала раскрываться в атмосфере германского идеализма и романтизма.
Она вся построена на противоречии двух типов и на борьбе двух
начал в истории, т. е. посвящена все той же основной
русской теме о России и Европе, о Востоке и Западе.
Огромность свободы есть одно из полярных
начал в
русском народе, и с ней связана
русская идея.
Когда славянофилы, особенно К. Аксаков, подчеркивают значение хорового
начала у
русского народа в отличие от самодовления и изоляции индивидуума, они были правы.
Но форму монархии, противоположную западному абсолютизму, и Хомяков, и все славянофилы считали необходимым
началом русского своеобразия и
русского призвания.
Это и есть
русская коммунитарность, общинность, хоровое
начало, единство любви и свободы, не имеющее никаких внешних гарантий.
В 40-е годы уже
начинали писать великие
русские писатели, которые принадлежат последующей эпохе.
Маркс
начал изучать
русский язык, чтобы читать экономические труды Чернышевского, так высоко они оценивались.
Но Вл. Соловьев не был народником, и, в отличие от других представителей
русской мысли, он признает положительную миссию государства, требуя только, чтобы государство было подчинено христианским
началам.
Гораздо более центральной и характерной для
русской идеи, для
русского стремления к осуществлению социальной правды является фигура Н. Федорова, но он принадлежит более к
началу XX в., чем к XIX в.
Но на почве марксизма у нас возникнет среди левой интеллигенции течение более высокой и сложной культуры, подготовившее
русский идеализм
начала XX в.
Он говорит, что
русская государственность есть создание византийских
начал и элемента татарского и немецкого.
Уже в конце века и в
начале нового века странный мыслитель Н. Федоров,
русский из
русских, тоже будет обосновывать своеобразный анархизм, враждебный государству, соединенный, как у славянофилов, с патриархальной монархией, которая не есть государство, и раскроет самую грандиозную и самую радикальную утопию, какую знает история человеческой мысли.
В этом — глубокое отличие католического богословия и характерный признак
русского богословия XIX в. и
начала XX в.
Огромное влияние он имел позже на духовный ренессанс
начала XX в., когда в части
русской интеллигенции произошел духовный кризис.
Русские течения религиозной мысли,
русские религиозные искания
начала XX в. будут продолжать профетическое служение Вл. Соловьева.
Шатов
начал верить, что
русский народ — народ-богоносец, когда он в Бога еще не поверил.
Он никогда не верил в
русский народ, и оригинальных результатов он ждал совсем не от
русского народа, а от навязанных ему сверху византийских
начал.
Только в
начале XX в. и были оценены результаты
русской мысли XIX в. и подведены итоги.
Только в
начале XX в. критика по-настоящему оценила великую
русскую литературу XIX в., прежде всего Достоевского и Л. Толстого.
Много дарований было дано
русским людям
начала века.
Влияние Ницше было основным в
русском ренессансе
начала века.
Поразительно, что на Соборе 17-го года, который стал возможен только благодаря революции, не обнаружилось никакого интереса к религиозным проблемам, мучившим
русскую мысль XIX и
начала XX в.
Александр Блок, самый большой
русский поэт
начала века, Андрей Белый, у которого были проблески гениальности, Вячеслав Иванов, человек универсальный, главный теоретик символизма, и многие поэты и эссеисты меньшего размера — все были символистами.
Русская литература и поэзия
начала века носили профетический характер.
Фигура Л. Шестова очень существенная для многообразия
русского ренессанса
начала века.
Основная тема
русской мысли
начала XX в. есть тема о божественном космосе и о космическом преображении, об энергиях Творца в творениях; тема о божественном в человеке, о творческом призвании человека и смысле культуры; тема эсхатологическая, тема философии истории.
Я называю
русским ренессансом тот творческий подъем, который у нас был в
начале века.
Русский ренессанс вернее сравнить с германским романтизмом
начала XIX в., которому тоже предшествовала эпоха просвещения.
Русская мысль,
русские искания
начала XIX в. и
начала XX в. свидетельствуют о существовании
русской идеи, которая соответствует характеру и призванию
русского народа.
Русские моральные оценки определяются по отношению к человеку, а не к отвлеченным
началам собственности, государства, не к отвлеченному добру.
Свадьба и похороны были так смежны, неизвестность, окружавшая наших друзей, так страшна, что нельзя было им не задуматься над бедностью здешнего мира. Штык-юнкер Готтлиг вывел их из этой задумчивости, донеся цейгмейстеру, что волю его обещали исполнить, но что, против чаяния, когда он, Готтлиг, причалил лодку свою к берегу острова, войска
русские начали становиться на плоты, вероятно, для штурмования замка.
Неточные совпадения
Признав этих лиц за
Русских, Кити уже
начала в своём воображении составлять о них прекрасный и трогательный роман.
В кабинете Алексей Александрович прошелся два раза и остановился у огромного письменного стола, на котором уже были зажжены вперед вошедшим камердинером шесть свечей, потрещал пальцами и сел, разбирая письменные принадлежности. Положив локти на стол, он склонил на бок голову, подумал с минуту и
начал писать, ни одной секунды не останавливаясь. Он писал без обращения к ней и по-французски, упоребляя местоимение «вы», не имеющее того характера холодности, который оно имеет на
русском языке.
Странное дело! оттого ли, что честолюбие уже так сильно было в них возбуждено; оттого ли, что в самых глазах необыкновенного наставника было что-то говорящее юноше: вперед! — это слово, производящее такие чудеса над
русским человеком, — то ли, другое ли, но юноша с самого
начала искал только трудностей, алча действовать только там, где трудно, где нужно было показать бóльшую силу души.
Он не мог понять, как подобное обстоятельство не пришло ему в самом
начале рассказа, и сознался, что совершенно справедлива поговорка: «
Русский человек задним умом крепок».
Чичиков
начал как-то очень отдаленно, коснулся вообще всего
русского государства и отозвался с большою похвалою об его пространстве, сказал, что даже самая древняя римская монархия не была так велика, и иностранцы справедливо удивляются…