Неточные совпадения
Можно открыть противоположные свойства в
русском народе: деспотизм, гипертрофия государства и анархизм, вольность; жестокость, склонность к насилию и доброта, человечность, мягкость; обрядоверие и искание
правды; индивидуализм, обостренное сознание личности и безличный коллективизм; национализм, самохвальство и универсализм, всечеловечность; эсхатологически-мессианская религиозность и внешнее благочестие; искание Бога и воинствующее безбожие; смирение и наглость; рабство и бунт.
Мы прибавим: не только Пушкина, но и самих славянофилов, но и Достоевского и Л. Толстого, но и искателей
правды, но и возникновением оригинальной
русской мысли.
И
русские — странники, ищущие Божьей
правды.
Обскурантское обрядоверие было одним из полюсов
русской религиозной жизни, но на другом полюсе было искание Божьей
правды, странничество, эсхатологическая устремленность.
Русскими чертами в нем были — простота, грубость, нелюбовь к церемониям, условностям, этикету, своеобразный демократизм, любовь к
правде и любовь к России.
Русская интеллигенция всегда стремилась выработать в себе тоталитарное, целостное миросозерцание, в котором правда-истина будет соединена с правдой-справедливостью.
Закончу это историческое введение словами св. Александра Невского, которые можно считать характерными для России и
русского народа: «Не в силе Бог, а в
правде».
Он,
правда, искал исторического величия, что не есть характерное
русское свойство.
Они верили в великое призвание России и
русского народа, в скрытую в нем
правду, и они пытались характеризовать некоторые оригинальные черты этого призвания.
И все же у Хомякова была
правда, которая не опровергается эмпирической
русской действительностью.
Все почти думали, что
русский народ призван осуществить социальную
правду, братство людей.
У него была очень верная и очень
русская мысль о соединении правды-истины и правды-справедливости, о целостном познании всем существом человека.
Великие
русские писатели, столь противоположные по своему типу, представители религиозного народничества, оба верили в
правду простого трудового народа.
Он верит, что в
русском народе
правда, и исповедует религиозное народничество.
Он раскрывает метафизическую глубину
русской темы о социальной
правде.
Вся мысль его есть эстетическая реакция против
русского народничества,
русского освободительного движения,
русского искания социальной
правды,
русского искания Царства Божьего.
Гораздо более центральной и характерной для
русской идеи, для
русского стремления к осуществлению социальной
правды является фигура Н. Федорова, но он принадлежит более к началу XX в., чем к XIX в.
Подводя итоги
русской мысли XIX в. на социальную тему,
русским исканиям социальной
правды, можно сказать, что в России вынашивалась идея братства людей и народов.
В действительности в
русском аморализме, как уже было сказано, есть сильный моральный пафос, пафос негодования против царящего в мире зла и неправды, пафос, устремленный к лучшей жизни, в которой будет больше
правды: в нигилизме сказался
русский максимализм.
Такова была обратная сторона
русской борьбы за освобождение и за социальную
правду.
Толстой был менее всего националистом, но он видел великую
правду в
русском народе.
Русская интеллигенция с конца XVIII в., с Радищева, задыхалась в самодержавной государственности и искала свободы и
правды в социальной жизни.
Он был ненавистником социализма, который соответствовал
русским исканиям
правды.
По своим исканиям
правды, смысла жизни, исканиям Царства Божьего, своим покаяниям, своему религиозно-анархическому бунту против неправды истории и цивилизации он принадлежит
русской идее.
В
русском мессианизме, столь свойственном
русскому народу, чистая мессианская идея Царства Божьего, царства
правды, была затуманена идеей империалистической, волей к могуществу.
И в
русском коммунизме, в который перешла
русская мессианская идея в безрелигиозной и антирелигиозной форме, произошло то же извращение
русского искания царства
правды волей к могуществу.
Я не представляю себе России и
русского народа без этих искателей Божьей
правды.
Правда — социальная, раскрытие возможности братства людей и народов, преодоление классов; ложь же — в духовных основах, которые приводят к процессу дегуманизации, к отрицанию ценности человека, к сужению человеческого сознания, которое было уже в
русском нигилизме.
Русские люди из народного, трудового слоя, даже когда они ушли от православия, продолжали искать Бога и Божьей
правды, искать смысла жизни.
Неточные совпадения
Тошен свет, //
Правды нет, // Жизнь тошна, // Боль сильна. // Пули немецкие, // Пули турецкие, // Пули французские, // Палочки
русские! // Тошен свет, // Хлеба нет, // Крова нет, // Смерти нет.
— А что же,
правда, что этот Михайлов в такой бедности? — спросил Вронский, думая, что ему, как
русскому меценату, несмотря на то, хороша ли или дурна его картина, надо бы помочь художнику.
Я знаю: дам хотят заставить // Читать по-русски. Право, страх! // Могу ли их себе представить // С «Благонамеренным» в руках! // Я шлюсь на вас, мои поэты; // Не
правда ль: милые предметы, // Которым, за свои грехи, // Писали втайне вы стихи, // Которым сердце посвящали, // Не все ли,
русским языком // Владея слабо и с трудом, // Его так мило искажали, // И в их устах язык чужой // Не обратился ли в родной?
— Яков Самгин один из тех матросов корабля
русской истории, которые наполняют паруса его своей энергией, дабы ускорить ход корабля к берегам свободы и
правды.
Бальзаминов. Ну вот всю жизнь и маяться. Потому, маменька, вы рассудите сами, в нашем деле без счастья ничего не сделаешь. Ничего не нужно, только будь счастье. Вот уж правду-то
русская пословица говорит: «Не родись умен, не родись пригож, а родись счастлив». А все-таки я, маменька, не унываю. Этот сон… хоть я его и не весь видел, — черт возьми эту Матрену! — а все-таки я от него могу ожидать много пользы для себя. Этот сон, если рассудить, маменька, много значит, ох как много!