Неточные совпадения
Его
религиозная философия проникнута
духом человечности, но она внешне выражена слишком холодно, в ней присущая ему личная мистика рационализирована.
Для
религиозного народничества народ есть некий мистический организм, более уходящий и в глубь земли и в глубь
духа, чем нация, которая есть рационализированное историческое образование, связанное с государством.
Вл. Соловьев, который не любил Толстого, сказал, что его
религиозная философия есть лишь феноменология его великого
духа.
Религиозный анархизм у Достоевского носит особый характер и имеет иное обоснование, чем у Л. Толстого, и идет в большую глубину, для него проблема свободы
духа имеет центральное значение, которого она не имеет у Л. Толстого.
Из профессоров Духовной академии самый оригинальный и замечательный мыслитель — Несмелов, по
духу своему
религиозный философ, а не богослов, и он делает ценный вклад в создание русской
религиозной философии.
Русская
религиозная философия особенно настаивает на том, что философское познание есть познание целостным
духом, в котором разум соединяется с волей и чувством и в котором нет рационалистической рассеченности.
Тареев утверждает свободу абсолютной религии
духа от исторических форм и свободу природно-исторической жизни от притязаний
религиозной власти.
Но, как русский
религиозный мыслитель, он тоже по-своему ждет новой эпохи
Духа Св.
Вообще «философия» в отвлеченном, а потому и притязающем на абсолютность понимания — рационалистический имманешизм в отрыве от цельности
религиозного духа, есть специфически германское порождение, корни свои имеющее в протестантизме.
Быть может, более соответствует его высокому
религиозному духу такая мысль: воскресение мертвых есть акт богочеловеческий, требующий соединения божественной благодати и человеческого действия, и, признавая вполне божественную сторону воскрешения, человек должен проявить в нем участие своим встречным усилием, собственным стремлением к воскрешению.
Такова предельная интуиция религиозного самосознания и исходная аксиома веры, которая приемлется или отвергается в глубочайших недрах целостного
религиозного духа до всякой рефлексии и ранее всякой философии; последняя лишь выявляет и осуществляет разные возможности, заложенные в уже принятом решении, дает ему философскую транскрипцию.
Неточные совпадения
— «…Иуда, удавивший в
духе своем все святое, нравственно чистое и нравственно благородное, повесивший себя, как самоубийца лютый, на сухой ветке возгордившегося ума и развращенного таланта, нравственно сгнивший до мозга костей и своим возмутительным нравственно-религиозным злосмрадием заражающий всю жизненную атмосферу нашего интеллигентного общества!
— Разрыв дан именно по этой линии, — кричал Пыльников. — Отказываемся мы от культуры
духа, построенной на
религиозной, христианской основе, в пользу культуры, насквозь материалистической, варварской, — отказываемся или нет?
— Вот, например, англичане: студенты у них не бунтуют, и вообще они — живут без фантазии, не бредят, потому что у них — спорт. Мы на Западе плохое — хватаем, а хорошего — не видим. Для народа нужно чаще устраивать
религиозные процессии, крестные хода. Папизм — чем крепок? Именно — этими зрелищами, театральностью. Народ постигает религию глазом, через материальное. Поклонение богу в
духе проповедуется тысячу девятьсот лет, но мы видим, что пользы в этом мало, только секты расплодились.
— «Западный буржуа беднее русского интеллигента нравственными идеями, но зато его идеи во многом превышают его эмоциональный строй, а главное — он живет сравнительно цельной духовной жизнью». Ну, это уже какая-то поповщинка! «Свойства русского национального
духа указуют на то, что мы призваны творить в области
религиозной философии». Вот те раз! Это уже — слепота. Должно быть, Бердяев придумал.
Но и тут и там господствует более нравственно-философский, нежели
религиозный,
дух и совершенное равнодушие и того и другого народа к религии.