Необходимо установить различие между русской творческой
религиозной мыслью, которая по-новому ставит проблему антропологическую и космологическую, и официальным монашески-аскетическим православием, для которого авторитет «Добротолюбия» стоит выше авторитета Евангелия.
Неточные совпадения
В русской философской
мысли будут преобладать мотивы
религиозные, моральные и социальные.
Религиозная вера лежит в основе и всякой цивилизации, и всего пути истории, и философской
мысли.
Проблема столкновения личности и мировой гармонии. Отношение к действительности. Значение Гегеля в истории русской
мысли. Бунт Белинского. Предвосхищение Достоевского. Проблема теодицеи. Подпольный человек. Гоголь и Белинский. Индивидуалистический социализм Белинского.
Религиозная драма Гоголя. Письмо Белинского Гоголю. Мессианство русской поэзии: Тютчев, Лермонтов.
Он влиял на русскую философскую,
религиозную и социальную
мысль.
Когда в XIX в. в России народилась философская
мысль, то она стала, по преимуществу,
религиозной, моральной и социальной.
К. Леонтьев — один из самых замечательных у нас людей, в нем подкупает смелость, искренность и радикализм
мысли, его
религиозная судьба волнует.
Русская
мысль по своей интенсии была слишком тоталитарной, она не могла оставаться отвлеченно-философской, она хотела быть в то же время
религиозной и социальной, в ней был силен моральный пафос.
Русская
религиозная философия пробудилась от долгого сна
мысли вследствие толчков, полученных от германской философии, главным образом от Шеллинга и Гегеля.
Единственный иерарх Церкви, представляющий некоторый интерес в области
мысли, архиепископ Иннокентий, принадлежит скорее
религиозной философии, чем богословию.
Но русская
религиозная философия находила себя и определяла себя по противоположению западной
мысли.
Но оригинальной особенностью русской
религиозной и философской
мысли нужно признать ее тоталитарный характер, ее искание целостности.
Уже в XX в. от богатой, разнообразной, часто противоречивой
мысли Вл. Соловьева пошли разные течения —
религиозная философия С. Булгакова и кн. Е. Трубецкого, философия всеединства С. Франка, символизм А. Блока, А. Белого, Вяч.
Митрополит Филарет был очень талантливый человек, но для
религиозной философии он совсем неинтересен, у него не было в этой области своих интересных
мыслей.
По своей
религиозной и философской антропологии он интереснее Вл. Соловьева, но в нем, конечно, нет универсализма последнего, нет размаха
мысли, нет такой сложности личности.
Русская религиозно-философская
мысль ставила по-иному проблему
религиозной антропологии, чем католическая и протестантская антропология, и она идет дальше антропологии патристической и схоластической, в ней сильнее человечность.
Взятая в целом, западная
мысль имеет бесспорно большее значение для решения проблемы
религиозной антропологии и
религиозной космологии.
Но был и возврат к традициям русской
мысли XIX в., к
религиозному содержанию русской литературы, к Хомякову, к Достоевскому и Вл. Соловьеву.
Но в нем не было глубоких
религиозных идей, — идей, выношенных в русской
мысли.
Поразительно, что на Соборе 17-го года, который стал возможен только благодаря революции, не обнаружилось никакого интереса к
религиозным проблемам, мучившим русскую
мысль XIX и начала XX в.
Религиозные настроения и вопросы метафизического порядка никогда не волновали Самгина, к тому же он видел, как быстро
религиозная мысль Достоевского и Льва Толстого потеряла свою остроту, снижаясь к блудному пустословию Мережковского, становилась бесстрастной в холодненьких словах полунигилиста Владимира Соловьева, разлагалась в хитроумии чувственника Василия Розанова и тонула, исчезала в туманах символистов.
— Позвольте узнать, — начал защитник с самою любезною и даже почтительною улыбкой, когда пришлось ему в свою очередь задавать вопросы, — вы, конечно, тот самый и есть господин Ракитин, которого брошюру, изданную епархиальным начальством, «Житие в бозе почившего старца отца Зосимы», полную глубоких и
религиозных мыслей, с превосходным и благочестивым посвящением преосвященному, я недавно прочел с таким удовольствием?
Это мне баба сказала, почти этими же словами, и такую глубокую, такую тонкую и истинно
религиозную мысль, такую мысль, в которой вся сущность христианства разом выразилась, то есть всё понятие о боге как о нашем родном отце и о радости бога на человека, как отца на свое родное дитя, — главнейшая мысль Христова!
Неточные совпадения
В
религиозном отношении он был также типичным крестьянином: никогда не думал о метафизических вопросах, о начале всех начал, о загробной жизни. Бог был для него, как и для Араго, гипотезой, в которой он до сих пор не встречал надобности. Ему никакого дела не было до того, каким образом начался мир, по Моисею или Дарвину, и дарвинизм, который так казался важен его сотоварищам, для него был такой же игрушкой
мысли, как и творение в 6 дней.
Так бывает и в жизни
религиозной, где слишком многие питаются чужим опытом и живут чисто словесной догматикой, и в жизни общественной, где заученные партийные лозунги, формулы и слова повторяются без всякого самостоятельного акта воли и
мысли.
Мысль не работает над новыми явлениями и темами, не проникает в конкретность мировой жизни, а упрощенно применяет свои старые схемы, свои сокращенные категории, социологические, моральные или
религиозные.
Этот аскетизм в отношении к
мысли и к идейному творчеству одинаково утверждался у нас и с точки зрения
религиозной и с точки зрения материалистической.
Мессианизм же
мыслим лишь на
религиозной почве, и обосновать его можно лишь мистически.