Неточные совпадения
В глубине русского
народа заложена свобода
духа большая, чем у более свободных и просвещенных
народов Запада.
К. Аксаков учил, что русский
народ государственности не хочет, он хочет для себя не политической свободы, а свободы
духа.
Для религиозного народничества
народ есть некий мистический организм, более уходящий и в глубь земли и в глубь
духа, чем нация, которая есть рационализированное историческое образование, связанное с государством.
В вульгарном, философски полуграмотном материализме Бюхнера и Молешотта находили опору для освобождения человека и
народа, в то время как освобождать может лишь
дух, материя же может лишь порабощать.
Народу нужна лишь свобода
духа, свобода думы, совести, слова.
Славянофилы были уверены, что русский
народ не любит власти и государствования и не хочет этим заниматься, хочет остаться в свободе
духа.
Где был подлинный вселенский собор, а где не подлинный, как, например, «разбойничий», решает церковный
народ, т. е. решает
дух соборности.
Истина для него не в соборе, а в соборности, в коммюнотарном
духе церковного
народа.
Русский
народ в глубоких явлениях своего
духа — наименее мещанский из
народов, наименее детерминированный, наименее прикованный к ограниченным формам быта, наименее дорожащий установленными формами жизни.
Мужественный
дух немецкого
народа должен овладеть женственной душой русского
народа.
Он видел, что Россия имеет прекрасные земли, прекрасных рабочих и что в некоторых случаях, как у мужика на половине дороги, рабочие и земля производят много, в большинстве же случаев, когда по-европейски прикладывается капитал, производят мало, и что происходит это только оттого, что рабочие хотят работать и работают хорошо одним им свойственным образом, и что это противодействие не случайное, а постоянное, имеющее основание в
духе народа.
— До чего вы, интеллигенты, невежественны и легковерны во всем, что касается
духа народа! И сколько впитано вами церковного яда… и — ты, Клим Иванович! Сам жаловался, что живешь в чужих мыслях, угнетен ими…
Великий творец всегда индивидуален, никому и ничему не подчинен и в своем индивидуальном творчестве выражает
дух народа; он даже гораздо более выражает дух своего народа, чем сам народ в своей коллективной жизни.
То Арапов ругает на чем свет стоит все существующее, но ругает не так, как ругал иногда Зарницын, по-фатски, и не так, как ругал сам Розанов, с сознанием какой-то неотразимой необходимости оставаться весь век в пассивной роли, — Арапов ругался яростно, с пеною у рта, с сжатыми кулаками и с искрами неумолимой мести в глазах, наливавшихся кровью; то он ходит по целым дням, понурив голову, и только по временам у него вырываются бессвязные, но грозные слова, за которыми слышатся таинственные планы мировых переворотов; то он начнет расспрашивать Розанова о провинции, о
духе народа, о настроении высшего общества, и расспрашивает придирчиво, до мельчайших подробностей, внимательно вслушиваясь в каждое слово и стараясь всему придать смысл и значение.
Неточные совпадения
Но он упустил из виду, во-первых, что
народы даже самые зрелые не могут благоденствовать слишком продолжительное время, не рискуя впасть в грубый материализм, и, во-вторых, что, собственно, в Глупове благодаря вывезенному из Парижа
духу вольномыслия благоденствие в значительной степени осложнялось озорством.
Он ехал и отдохнуть на две недели и в самой святая-святых
народа, в деревенской глуши, насладиться видом того поднятия народного
духа, в котором он и все столичные и городские жители были вполне убеждены. Катавасов, давно собиравшийся исполнить данное Левину обещание побывать у него, поехал с ним вместе.
Народ в городе голодный; стало быть, все съест
духом, да и коням тоже сена… уж я не знаю, разве с неба кинет им на вилы какой-нибудь их святой… только про это еще Бог знает; а ксендзы-то их горазды на одни слова.
— Свирель, рожок, гусли — вот истинно народные инструменты. Наш
народ — лирик, балалайка не отвечает
духу его…
— Ну, да! А — что же? А чем иным, как не идеализмом очеловечите вы зоологические инстинкты? Вот вы углубляетесь в экономику, отвергаете необходимость политической борьбы, и
народ не пойдет за вами, за вульгарным вашим материализмом, потому что он чувствует ценность политической свободы и потому что он хочет иметь своих вождей, родных ему и по плоти и по
духу, а вы — чужие!