Неточные совпадения
Но влияние немецкой
философии и немецкой
духовной культуры было в высшей степени плодотворным.
Борец за личность Писарев отрицал творческую полноту личности, полноту ее
духовной и даже душевной жизни, отрицал право на творчество в
философии, в искусстве, в высшей
духовной культуре.
Религиозная тема. Религиозный характер русской
философии. Разница между богословием и религиозной
философией. Критика западного рационализма. Философские идеи Киреевского и Хомякова. Идея соборности. Владимир Соловьев. Эротика. Интуиция всеединства. Бытие и сущее. Идея богочеловечества. Учение о Софии. «Смысл любви». Религиозная
философия Достоевского и Л. Толстого. Русская религиозная мысль в
духовных академиях. Архиепископ Иннокентий. Несмелов. Тареев.
Интересно, что, изгнанная из университетов,
философия находила себе приют в
духовных академиях.
Но
духовные академии не создавали оригинальной русской
философии, за очень редкими исключениями.
Из профессоров
Духовной академии самый оригинальный и замечательный мыслитель — Несмелов, по духу своему религиозный философ, а не богослов, и он делает ценный вклад в создание русской религиозной
философии.
Религиозная
философия принципиально свободна в путях познания, хотя в основании ее лежит
духовный опыт, вера.
Употребляя современное выражение, можно было бы сказать, что русская
философия, религиозно окрашенная, хотела быть экзистенциальной, в ней сам познающий и философствующий был экзистенциален, выражал свой
духовный и моральный опыт, целостный, а не разорванный опыт.
Спиритуалистическая
философия Голубинского, Кудрявцева и др., вышедшая из
духовных академий, носила другой характер.
Несмелов — самое крупное явление в русской религиозной
философии, вышедшей из
духовных академий, и вообще один из самых замечательных религиозных мыслителей.
Несмелов, скромный профессор Казанской
духовной академии, намечает возможность своеобразной и во многом новой христианской
философии [Я, кажется, первый обратил внимание на Несмелова в статье «Опыт философского оправдания христианства», напечатанной в «Русской мысли» 35 лет тому назад.].
Философия искусства,
духовная жизнь вообще объявляются свободными сферами.
Религиозная
философия охватывала все вопросы
духовной культуры и даже все принципиальные вопросы социальной жизни.
Русские очень много получили от германской
духовной культуры, особенно от ее великой
философии, но германское государство есть исторический враг России.
Неточные совпадения
— «Западный буржуа беднее русского интеллигента нравственными идеями, но зато его идеи во многом превышают его эмоциональный строй, а главное — он живет сравнительно цельной
духовной жизнью». Ну, это уже какая-то поповщинка! «Свойства русского национального духа указуют на то, что мы призваны творить в области религиозной
философии». Вот те раз! Это уже — слепота. Должно быть, Бердяев придумал.
Еще более приходится признать, что в
духовной жизни германского народа, в германской мистике,
философии, музыке, поэзии были великие и мировые ценности, а не один лишь культ силы, не один призрачный феноменализм и пр.
Конфликт создается ложными притязаниями науки на верховенство над человеческой жизнью, на способность авторитетно разрешать вопросы религии,
философии, морали, на способность давать директивы для творчества
духовной культуры.
Я не вижу никаких трудностей в том, чтобы признать существование буржуазного католичества, протестантства и православия, буржуазной
философии и морали, но отсюда не следует делать выводы, что истина
духовного творчества лежит в экономике и что не существует
духовных ценностей, не зависимых от экономики.
Для осуществления социальной правды, для уничтожения эксплуатации человека человеком, для создания бесклассового общества совсем не нужно свободного творчества,
философии и эстетических ценностей, вредна религиозная и мистическая настроенность, противоречит цели социальной революции аристократическое понимание
духовной культуры.