Неточные совпадения
У русского народа
была огромная сила стихии и сравнительная слабость
формы.
Н. Тургенев
был масоном и даже сочувствовал иллюминатству Вейсгаупта, т. е. самой левой
форме масонства.
У него
была тоска по
форме, он восстал против русской неоформленности.
Но можно считать доказанным, что община не
была исключительной особенностью России и
была свойственна всем
формам хозяйствования на известной ступени развития.
Но это
есть духовное, как бы метафизическое свойство русского народа, не прикрепленное ни к каким экономическим
формам.
Но литературная критика
была для него лишь
формой выражения целостного миросозерцания, лишь борьбой за правду.
Огромное значение, которое приобрела у нас публицистическая литературная критика во вторую половину XIX в., объясняется тем, что, по цензурным условиям, лишь в
форме критики литературных произведений можно
было выражать философские и политические идеи.
Вот как выражает Белинский свою социальную утопию, свою новую веру: «И настанет время, — я горячо верю этому, настанет время, когда никого не
будут жечь, никому не
будут рубить головы, когда преступник, как милости и спасения,
будет молить себе конца, и не
будет ему казни, но жизнь останется ему в казнь, как теперь смерть; когда не
будет бессмысленных
форм и обрядов, не
будет договоров и условий на чувства, не
будет долга и обязанностей, и воля
будет уступать не воле, а одной любви; когда не
будет мужей и жен, а
будут любовники и любовницы, и когда любовница придет к любовнику и скажет: „я люблю другого“, любовник ответит: „я не могу
быть счастлив без тебя, я
буду страдать всю жизнь, но ступай к тому, кого ты любишь“, и не примет ее жертвы, если по великодушию она захочет остаться с ним, но, подобно Богу, скажет ей: хочу милости, а не жертв…
На почве русского православия, взятого не в его официальной
форме,
быть может, возможно раскрытие нового учения о человеке, а значит, и об истории и обществе.
Это связано
было, главным образом, с русскими традиционными
формами крестьянской общины и рабочей артели.
Для этого перехода ничего не может
быть лучше, как бесплодная качка парламентских прений, — она дает движение и пределы, дает вид дела и
форму общих интересов, для достижения своих личных целей» [Цитата взята из «
Былое и думы».].
Выражено в крайней
форме, но тут «нигилист» Писарев
был ближе к Евангелию, чем «империалист», хотя бы и православный, считающий конечной целью могущество государства.
Его большой заслугой
было обличение неправды национализма, когда в 80-е годы он у нас принял зоологические
формы.
Вл. Соловьев
был представитель русского универсализма и в более очищенной
форме, чем близкий ему Достоевский.
Это и имел в виду Шпенглер, когда сказал, что Россия
есть апокалиптический бунт против античности, т. е. против совершенной
формы, совершенной культуры [См.: О. Spengler. «Der Untergang des Abendlandes».
Русский нигилизм
есть радикальная
форма русского просветительства.
Материализм
есть крайняя
форма детерминизма, определяемости человеческой личности внешней средой, он не видит внутри человеческой личности никакого начала, которое она могла бы противопоставить действию окружающей среды извне.
Анархизм Бакунина
есть крайняя
форма народничества.
Религиозный анархизм Льва Толстого
есть самая последовательная и радикальная
форма анархизма, т. е. отрицание начала власти и насилия.
В том же направлении
будет двигаться философия Вл. Соловьева, но в более рациональной
форме, и особенно философия кн.
К сожалению, он раскрывал свои положительные мысли в
форме полемики с западными вероисповеданиями, с католичеством и протестантизмом, к которым часто
был несправедлив.
Но, тем не менее, соловьевское учение о Богочеловечестве
есть оригинальный плод русской мысли, этого учения в такой
форме нет ни у Шеллинга, ни у других представителей западной мысли.
Будучи монахом и архимандритом, он пережил духовный кризис, усомнился в своем монашеском призвании и в традиционных
формах аскезы, ушел из монашества, но остался горячо верующим православным.
Вообще у русских
было сравнительно слабо иерархическое чувство, или оно существовало в отрицательной
форме низкопоклонства, т. е. опять-таки порока, а не добродетели.
Старые
формы революционного социалистического движения казались изжитыми, и нужно
было искать новых
форм.
Последний — гениальный писатель, его писательство
было настоящей магией слов, и он очень теряет от изложения его идей вне литературной
формы.
Это также
была одна из
форм ожидания наступления эпохи Св.
Н. Лосский создал своеобразную
форму интуитивизма, которую можно
было бы назвать критическим восстановлением наивного реализма.
Неточные совпадения
Будучи в военном чине, он не обращал внимания на
форму, а о дисциплине отзывался даже с горечью.
Еще задолго до прибытия в Глупов он уже составил в своей голове целый систематический бред, в котором, до последней мелочи,
были регулированы все подробности будущего устройства этой злосчастной муниципии. На основании этого бреда вот в какой приблизительно
форме представлялся тот город, который он вознамерился возвести на степень образцового.
Все остальное время он посвятил поклонению Киприде [Кипри́да — богиня любви.] в тех неслыханно разнообразных
формах, которые
были выработаны цивилизацией того времени.
Содержание
было то самое, как он ожидал, но
форма была неожиданная и особенно неприятная ему. «Ани очень больна, доктор говорит, что может
быть воспаление. Я одна теряю голову. Княжна Варвара не помощница, а помеха. Я ждала тебя третьего дня, вчера и теперь посылаю узнать, где ты и что ты? Я сама хотела ехать, но раздумала, зная, что это
будет тебе неприятно. Дай ответ какой-нибудь, чтоб я знала, что делать».
Во время разлуки с ним и при том приливе любви, который она испытывала всё это последнее время, она воображала его четырехлетним мальчиком, каким она больше всего любила его. Теперь он
был даже не таким, как она оставила его; он еще дальше стал от четырехлетнего, еще вырос и похудел. Что это! Как худо его лицо, как коротки его волосы! Как длинны руки! Как изменился он с тех пор, как она оставила его! Но это
был он, с его
формой головы, его губами, его мягкою шейкой и широкими плечиками.