Цитаты со словом «эсхатологический»
В определении характера русского народа и его призвания необходимо делать выбор, который я назову выбором
эсхатологическим по конечной цели.
Вместе с тем в русской религиозности всегда был силен
эсхатологический элемент.
Обскурантское обрядоверие было одним из полюсов русской религиозной жизни, но на другом полюсе было искание Божьей правды, странничество,
эсхатологическая устремленность.
У русских преобладает второй миф — миф
эсхатологический.
Этот бытовой характер славянофильства не мог не ослабить
эсхатологической стороны их христианства.
Русское сознание соприкасается с сознанием
эсхатологическим.
Это было сомнение и аскетическое и
эсхатологическое.
Европейский гуманизм был серединным царством, в нем не раскрывалось предельное, конечное, он не знал проблемы
эсхатологической и не мучился ею.
У него была
эсхатологическая направленность.
Оправдание культуры. Различение культуры и цивилизации. Культура конца. Русский нигилизм: Добролюбов, Писарев. Аскетические,
эсхатологические и моралистические элементы в нигилизме. Культ естественных наук. Противоречие между принципом личности и материализмом. Противоположение совершенной культуры и совершенной жизни. Л. Толстой. Опрощение Толстого и Руссо. К. Леонтьев и его отношение к культуре.
В православии сильнее всего была выражена
эсхатологическая сторона христианства.
И в русском нигилизме можно различать аскетические и
эсхатологические элементы.
Но русская идея не есть идея цветущей культуры и могущественного царства, русская идея есть
эсхатологическая идея Царства Божьего.
Но русский народ подстерегают опасности, с одной стороны, обскурантского отрицания культуры вместо
эсхатологической критики ее, а с другой стороны, механической, коллективистической цивилизации.
Настроенность явно
эсхатологическая.
Это есть самое крайнее отвержение авторитета и принуждения, какое знает история христианства, и Достоевский выходит тут за пределы исторического православия и исторического христианства вообще, переходит к
эсхатологическому христианству, к христианству Духа, раскрывает профетическую сторону христианства.
Но в нем мысль окончательно переходит в
эсхатологическую сферу, чему будет посвящена отдельная глава.
Направленность его мысли очень мало
эсхатологическая.
Опыт
эсхатологической метафизики».].
Об его
эсхатологических настроениях под конец жизни речь будет в следующей главе.
Есть два понимания Царства Божьего:
эсхатологическое и теократическое.
Верно
эсхатологическое понимание.
Русская мысль — существенно
эсхатологическая, и эсхатологизм этот принимает разные формы.
Эсхатологический и профетический характер русской мысли.
Эсхатологическое настроение среди интеллигенции.
В нашем мышлении
эсхатологическая проблема занимает несоизмеримо большее место, чем в мышлении западном.
Я говорил также о роли, которую играла
эсхатологическая настроенность в русском расколе и сектантстве.
В Западной Европе цивилизация, которая достигла большой высоты, все более закрывает
эсхатологическое сознание.
Католическое сознание боится
эсхатологического понимания христианства, так как оно открывает возможность опасной новизны.
Также и буржуазное общество, ни во что не верящее, боится, что
эсхатологическое сознание может расшатать основы этого буржуазного общества.
Но христианская цивилизация Запада строилась вне
эсхатологической перспективы.
Я имею в виду не
эсхатологическую часть богословской системы, которую можно найти во всяком курсе католического или протестантского богословия.
Я имею в виду
эсхатологическое понимание христианства в целом, которое нужно противоположить историческому пониманию христианства.
Христианское откровение есть откровение
эсхатологическое, откровение о конце этого мира, о Царстве Божьем.
Все первохристианство было эсхатологично, ждало второго пришествия Христа и наступления Царства Божьего [
Эсхатологическое понимание христианства можно найти у Вейса и Луази.].
Поэтому в христианстве остается мессианское упование,
эсхатологическое ожидание, и оно сильнее в русском христианстве, чем в христианстве западном.
Это и есть
эсхатологическая надежда.
Эсхатологическая устремленность принадлежит к структуре русской души.
Но это и есть
эсхатологическая устремленность, есть ожидание, что всему конечному наступит конец, что окончательная правда откроется, что в грядущем будет какое-то необычайное явление.
В отношении к этому миру, к истории, к современной цивилизации настроение было
эсхатологическое.
В более глубоком слое, не нашедшем себе выражения в сознании, в русском нигилизме, социализме была
эсхатологическая настроенность и напряженность, была обращенность к концу.
Уход Толстого из семьи перед смертью есть
эсхатологический уход и полон глубокого смысла.
Но
эсхатологическая устремленность Л. Толстого не подлежит сомнению.
Призвание русского народа ставится в
эсхатологическую перспективу, и этим сознание это отличается от сознания идеалистов 30-х и 40-х годов.
Атмосфера разговора Кириллова и Ставрогина совершенно
эсхатологическая, разговор идет о конце времен.
Это обозначает уже переход от христианства исторического к христианству
эсхатологическому.
Эсхатологизм К. Леонтьева носит отрицательный характер и совсем не характерен для русской
эсхатологической идеи.
Теократия, осуществленная в истории, исключает
эсхатологическую перспективу, она делает конец как бы имманентным самой истории.
Это один из
эсхатологических аспектов, но должен быть другой.
Интересно сопоставить русские мессианские и
эсхатологические идеи с идеями величайшего философа польского мессианизма Чешковского, который до сих пор недостаточно еще оценен.
Неточные совпадения
Мессианско-эсхатологический элемент у инока Филофея ослабляется заботой об осуществлении земного царства.
Цитаты из русской классики со словом «эсхатологический»
Но квиетизм можно найти и в буддийской нирване, и в стоической апатии, и в неоплатонической мистике Единого и эманации, и в сирийской аскезе, отрицавшей человека как грех, и у Экхарта с его монистической мистикой тождества, для которой самое существование человека есть падение, и даже у К. Барта с его перенесением реализации христианства исключительно в
эсхатологическую перспективу.
Я очень ценил и ценю многие мотивы русской религиозной мысли: преодоление судебного понимания христианства, истолкование христианства как религии Богочеловечества, как религии свободы, любви, милосердия и особой человечности, более, чем в западной мысли выраженное
эсхатологическое сознание, чуждость инфернальной идее предопределения, искание всеобщего спасения, искание Царства Божьего и правды Его.
Необходимо разоблачать несоединимость христианской идеи Царства Божия, христианского
эсхатологического сознания с идолопоклонством перед историческими святынями, консервативно-традиционными, авторитарными, монархическими, национальными, семейно-собственническими, как и перед святынями революционными, демократическими, социалистическими.
В прошлом можно установить три типа мистики: мистика индивидуального пути души к Богу, это наиболее церковная форма; мистика гностическая, которую не следует отождествлять с гностиками-еретиками первых веков, эта мистика обращена не к индивидуальной только душе, но также к жизни космической и божественной; мистика пророческая и мессианская — это мистика сверхисторическая и
эсхатологическая, предела конца.
Но учение о вечных адских муках как о торжестве божественной справедливости, занявшее почетное место в отделах догматического богословия, есть рационализация тайны, есть отрицание
эсхатологической тайны.
Синонимы к слову «эсхатологический»
Предложения со словом «эсхатологический»
- Именно поэтому эсхатологические ожидания очень сильно отражались на всех явлениях тогдашней жизни.
- Метамодерн не манифестирует конец культуры, и – в отличие от постмодернизма – не проникнут эсхатологическими настроениями.
- Бытование образа всадника-воина в пространстве русской культуры было связано не только с величием воинского подвига, но и с апокалиптическими и эсхатологическими представлениями, связанными с особой царской миссией.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «эсхатологический»
Что (кто) бывает «эсхатологическим»
Значение слова «эсхатологический»
Дополнительно