Цитаты со словом «сознание»

Область
поиска
Область
поиска
И не случайно именно у этих народов сильно мессианское сознание.
Можно открыть противоположные свойства в русском народе: деспотизм, гипертрофия государства и анархизм, вольность; жестокость, склонность к насилию и доброта, человечность, мягкость; обрядоверие и искание правды; индивидуализм, обостренное сознание личности и безличный коллективизм; национализм, самохвальство и универсализм, всечеловечность; эсхатологически-мессианская религиозность и внешнее благочестие; искание Бога и воинствующее безбожие; смирение и наглость; рабство и бунт.
Его пробовали канонизировать, но в сознании русского народа он не сохранился, как образ святого.
Мы тут прикасаемся к двойственности русского мессианского сознания и к его главному срыву.
Для истории русского мессианского сознания очень большое значение имеет историософическая идея инока Филофея о Москве, как Третьем Риме.
Империалистический соблазн входит в мессианское сознание.
Сознание богооставленности царства было главным движущим мотивом раскола.
Так было в народе, так будет в русской революционной интеллигенции XIX в., тоже раскольничьей, тоже уверенной, что злые силы овладели церковью и государством, тоже устремленной к граду Китежу, но при ином сознании, когда «нетовщина» распространилась на самые основы религиозной жизни.
Темы русской литературы будут христианские и тогда, когда в сознании своем русские писатели отступят от христианства.
Это и есть проблема отношений между гениальностью и святостью, между творчеством и спасением, не разрешенная старым христианским сознанием [Это центральная проблема моей книги «Смысл творчества.
Нужно помнить, что пробуждение русского сознания и русской мысли было восстанием против императорской России.
Во вторую половину века интеллигенции, настроенной революционно, пришлось вести почти героическое существование, и это страшно спутало ее сознание, отвернуло ее сознание от многих сторон творческой жизни человека, сделало ее более бедной.
Так можно было определить русскую тему XIX в.: бурное стремление к прогрессу, к революции, к последним результатам мировой цивилизации, к социализму и вместе с тем глубокое и острое сознание пустоты, уродства, бездушия и мещанства всех результатов мирового прогресса, революции, цивилизации и пр.
Русским людям давно уже было свойственно чувство, скорее чувство, чем сознание, что Россия имеет особенную судьбу, что русский народ — народ особенный.
Киреевский, им выражена так: «Внутреннее сознание, что есть в глубине души живое общее сосредоточие для всех отдельных сил разума, и одно достойное постигать высшую истину — такое сознание постоянно возвышает самый образ мышления человека: смиряя его рассудочное самомнение, оно не стесняет свободы естественных законов его мышления; напротив, укрепляет его самобытность и вместе с тем добровольно подчиняет его вере».
Но славянофилы поставили перед русским сознанием задачу преодоления абстрактной мысли, перехода к конкретности, требование познания не только умом, но также чувством, волей, верой.
В национальном сознании Хомякова есть противоречивость, свойственная всякому национальному мессианизму.
Это делает честь высоте его нравственного сознания и характеризует его идеал, но отнюдь не соответствует ни русской истории, ни историческому православию.
Достоевский ценил западников за их новый опыт, за динамизм воли, за усложненное сознание.
У русских же сознание себя интеллигентом или дворянином у лучших было сознанием своей вины и своего долга народу.
Но, во всяком случае, славянофилы хотели «России Христа», а не «России Ксеркса» [Слова из стихотворения Вл. Соловьева: «Каким ты хочешь быть Востоком, Востоком Ксеркса иль Христа?»], как хотели наши националисты и империалисты. «Идея» России всегда обосновывалась пророчеством о будущем, а не тем, что есть, — да и не может быть иным мессианское сознание.
Белинский — одна из самых центральных фигур в истории русского сознания XIX в.
У Белинского, когда он обратился к социальности, мы уже видим то сужение сознания и вытеснение многих ценностей, которое мучительно поражает в революционной интеллигенции 60-х и 70-х годов.
Во всяком случае, в истории русского национального сознания К. Леонтьев занимает совсем особое место, он стоит в стороне.
Национальное сознание Достоевского наиболее противоречиво, и полно противоречий его отношение к Западу.
Достоевский наиболее яркий выразитель русского мессианского сознания.
Русские размышления над историософической темой привели к сознанию, что путь России — особый.
Но это сознание всегда сопровождается пессимистическим чувством русских грехов и русской тьмы, иногда сознанием, что Россия летит в бездну.
Русское сознание соприкасается с сознанием эсхатологическим.
Какие же проблемы ставит русское сознание?
Огромное, основоположное значение для дальнейшей истории русского сознания имеет то, что у Белинского бунт личности против мировой истории и мировой гармонии приводит его к культу социальности.
Тут Достоевский высказывает гениальные мысли о том, что человек совсем не есть благоразумное существо, стремящееся к счастью, что он есть существо иррациональное, имеющее потребность в страдании, что страдание есть единственная причина возникновения сознания.
В нем усиливается аскетическое сознание, и он проникается аскетическим сомнением в оправданности творчества.
Белинский не понимал религиозной проблемы Гоголя, это было вне пределов его сознания.
Именно русскому сознанию свойственно было сомнение религиозное, моральное и социальное в оправданности творчества культуры.
Это был своеобразный маркионизм, пережитый в сознании XIX в.
Отсюда гуманизм, который в сознании может быть не христианским и антихристианским, приобретает религиозный смысл, без него цели христианства не могли бы осуществиться.
В греческом сознании человек зависел от космических сил, греческое миросозерцание космоцентрично.
В римском сознании человек целиком зависел от государства.
И это движение от человека к Богу нужно понимать совсем не в смысле выбора, совершаемого человеком через свободу воли, как это, например, понимает традиционное католическое сознание.
Но высшее сознание о человеке проходит у нас через раздвоение, через то, что Гегель называл несчастным сознанием.
Гоголь яркий пример «несчастного сознания», но оно чувствуется и у Л. Толстого и Достоевского.
В русском сознании XIX в. социальная тема занимала преобладающее место.
Народническое сознание связано с разрывом, с противоположением, с отсутствием единства.
И лучшей, сравнительно небольшой части русского дворянства делает большую честь, что в ней возникло народническое сознание.
Это народническое сознание было «работой совести», было сознание греха и покаяния.
Это сознание греха и покаяния достигает своей вершины в лице Л. Толстого.
У кающихся дворян 70-х годов, которые шли в народ, сознание греха перед народом и покаяние шли глубже.
Их реализм был беден, сознание сужено и сосредоточено на едином, главном для них, они были «иудеи», а не «эллины».
Повторяю, мораль романа «Что делать?» высокая, и она характерна для русского сознания.
 

Цитаты из русской классики со словом «сознание»

Знание есть путь от хаоса к космосу, от тьмы к свету, и не потому, что познающий субъект своим трансцендентальным сознанием оформливает бытие и распространяет на него рациональный свет, а потому, что само бытие просветляется и оформляется в акте самопознания.
Значение своей экзистенциальной мысли я вижу именно в этом предчувствии, в этом сознании двух путей, лежащих перед человеком, — пути объективации, экстериоризации, заковывания в призрачном могуществе и массивности и пути трансцендирования к преображенному и освобожденному миру, Божьему миру.
Отвлеченные мысли образуются вследствие способности человека уловить сознанием в известный момент состояние души и перенести его в воспоминание.
Но через германца это бессознательное приходит в сознание, безумное бытие упраздняется, и возникает бытие сознательное, бытие разумное.
И что всего мучительнее — это было более ощущение, чем сознание, чем понятие; непосредственное ощущение, мучительнейшее ощущение из всех до сих пор жизнию пережитых им ощущений.
Смотреть все цитаты из русской классики со словом «сознание»

Предложения со словом «сознание»

Значение слова «сознание»

  • СОЗНА́НИЕ, -я, ср. 1. Восприятие и понимание окружающей действительности, свойственное человеку, способность осмысленно воспринимать окружающее. Потерять сознание. Быть без сознания. (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова СОЗНАНИЕ

Афоризмы русских писателей со словом «сознание»

Отправить комментарий

@
Смотрите также

Значение слова «сознание»

СОЗНА́НИЕ, -я, ср. 1. Восприятие и понимание окружающей действительности, свойственное человеку, способность осмысленно воспринимать окружающее. Потерять сознание. Быть без сознания.

Все значения слова «сознание»

Предложения со словом «сознание»

  • Если ничего не предпринимать, может возникнуть заторможенность и человек потеряет сознание.

  • Библия отразила содержание и уровень развития общественного сознания людей того далёкого времени и не могла, конечно, не отметить такой феномен, каким является обман.

  • Это специфическое состояние общественного сознания, апогей которого был в 1937 году, прямой результат примата силы над правом, подмены подлинного народовластия её культовыми суррогатами.

  • (все предложения)

Синонимы к слову «сознание»

Ассоциации к слову «сознание»

Каким бывает «сознание»

Морфология

Правописание

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я