Цитаты со словом «религиозные»
Самосжигание, как
религиозный подвиг — русское национальное явление, почти неведомое другим народам.
Русский народ не только был покорен власти, получившей
религиозное освящение, но он также породил из своих недр Стеньку Разина, воспетого в народных песнях, и Пугачева.
Это призвание
религиозное.
Русское
религиозное призвание, призвание исключительное, связывается с силой и величием русского государства, с исключительным значением русского царя.
Так же в жизни
религиозной многие секты и ереси были уходом из официальной церковности, в которой был тот же гнет, что и в государстве, и духовная жизнь омертвела.
Ошибочно думать, как это часто раньше утверждали, что
религиозный раскол XVII в. произошел из-за мелочных вопросов обрядоверия, из-за единогласия и многогласия, из-за двуперстия и пр.
Обскурантское обрядоверие было одним из полюсов русской
религиозной жизни, но на другом полюсе было искание Божьей правды, странничество, эсхатологическая устремленность.
Так было в народе, так будет в русской революционной интеллигенции XIX в., тоже раскольничьей, тоже уверенной, что злые силы овладели церковью и государством, тоже устремленной к граду Китежу, но при ином сознании, когда «нетовщина» распространилась на самые основы
религиозной жизни.
Но в расколе было два элемента —
религиозный и революционный.
Произошел разрыв между высшими руководящими слоями русского общества и народными массами, в которых сохранились старые
религиозные верования и упования.
Если уже Московское царство вызвало
религиозные сомнения в русском народе, то эти сомнения очень усилились относительно петровской империи.
[См. книгу Пыпина «
Религиозные движения при Александре», а также его книгу «Русское масонство XVIII века и первой четверти XIX века».
Декабристы составляли незначительное меньшинство, не имевшее опоры ни в более широких кругах верхнего слоя дворянства и чиновничества, ни в широких массах, веровавших в
религиозное освящение самодержавной власти царя.
Лермонтов, быть может, был самым
религиозным из русских поэтов, несмотря на свое богоборчество.
Русские не скептики, они догматики, у них все приобретает
религиозный характер, они плохо понимают относительное.
Материализм был предметом
религиозной веры, и противники его в известную эпоху трактовались как враги освобождения народа.
Увлечение Гегелем носило характер
религиозного увлечения, и от гегелевской философии ждали даже разрешения судеб православной церкви.
Россия к XIX в. сложилась в огромное мужицкое царство, скованное крепостным правом, с самодержавным царем во главе, власть которого опиралась не только на военную силу, но также и на
религиозные верования народа, с сильной бюрократией, отделившей стеной царя от народа, с крепостническим дворянством, в средней массе своей очень непросвещенным и самодурным, с небольшим культурным слоем, который легко мог быть разорван и раздавлен.
В этом сказывался
религиозный склад русского народа.
Более плодотворно было у нас влияние Шеллинга на
религиозную философию начала XX в.
В русской философской мысли будут преобладать мотивы
религиозные, моральные и социальные.
Чаадаев и Печерин представляли у нас
религиозное западничество, которое предшествовало самому возникновению западнического и славянофильского направлений.
Но у этих
религиозных западников были и славянофильские элементы.
Славянофилы были у нас первыми народниками, но народниками на
религиозной почве.
Самое противоположение существует и внутри Западной Европы, например противоположение
религиозной культуры и безбожной цивилизации.
Религиозная вера лежит в основе и всякой цивилизации, и всего пути истории, и философской мысли.
Но сейчас необходимо отметить, что у Хомякова не было
религиозной концепции самодержавия, он демократ в понимании источника власти и противник теократического государства и цезарепапизма.
Я был первым и до сих пор остаюсь практически единственным человеком, который обнаружил эту главную ошибку современной философии; я показал, что все философы (за исключением Лейбница), начиная с Декарта и его последователя Спинозы, исходили из принципа разрушения и революции в отношении
религиозной жизни, из принципа, который в области политики породил конституционный принцип; я показал, что кардинальная реформа невозможна, если только она не будет проходить и в философии и в политике.
Он наиболее совмещает в себе четыре элемента —
религиозный, культурный в тесном смысле, политический и общественно-экономический.
Очерк из истории русской
религиозной мысли».].
Проблема столкновения личности и мировой гармонии. Отношение к действительности. Значение Гегеля в истории русской мысли. Бунт Белинского. Предвосхищение Достоевского. Проблема теодицеи. Подпольный человек. Гоголь и Белинский. Индивидуалистический социализм Белинского.
Религиозная драма Гоголя. Письмо Белинского Гоголю. Мессианство русской поэзии: Тютчев, Лермонтов.
Он влиял на русскую философскую,
религиозную и социальную мысль.
У нас было два кризиса гегелианства, кризис
религиозный, в лице Хомякова, и кризис морально-политический и социальный, в лице Белинского.
Гоголь принадлежит не только истории литературы, но и истории русских
религиозных и религиозно-социальных исканий.
Религиозная тема мучила великую русскую литературу.
Он пережил мучительную
религиозную драму и, в конце концов, сжег вторую часть «Мертвых душ» при обстоятельствах, остающихся загадочными.
Белинский не понимал
религиозной проблемы Гоголя, это было вне пределов его сознания.
У того же Лермонтова была уже русская драма творчества — сомнение в его
религиозной оправданности —
В этих словах намечается уже
религиозная драма, пережитая Гоголем. Лермонтов не был ренессансным человеком, как был Пушкин и, может быть, один лишь Пушкин, да и то не вполне. Русская литература пережила влияние романтизма, который есть явление западноевропейское. Но по-настоящему у нас не было ни романтизма, ни классицизма. У нас происходил все более и более поворот к религиозному реализму.
Когда в XIX в. в России народилась философская мысль, то она стала, по преимуществу,
религиозной, моральной и социальной.
Именно русскому сознанию свойственно было сомнение
религиозное, моральное и социальное в оправданности творчества культуры.
Свою, в конце концов
религиозную, тему он выразил в идее сверхчеловека, в котором человек прекращает свое существование.
С большей
религиозной глубиной эта проблема выражена у Достоевского.
Основной идеей христианства он считал идею Богочеловечества, о чем речь будет, когда буду говорить о русской
религиозной философии.
Отсюда гуманизм, который в сознании может быть не христианским и антихристианским, приобретает
религиозный смысл, без него цели христианства не могли бы осуществиться.
Его
религиозная философия проникнута духом человечности, но она внешне выражена слишком холодно, в ней присущая ему личная мистика рационализирована.
Его
религиозная философия некоторыми своими сторонами ближе к буддизму, чем к христианству.
Мы увидим, как натуралистическая социология переходит у него в апокалиптику, и оценки эстетические совпадают у него с оценками
религиозными.
Но по философским и
религиозным основам своего миросозерцания Маркс не мог дальше пойти верным путем.
Социализм у русских носил
религиозный характер и тогда, когда был атеистическим.
Неточные совпадения
Русская литература будет носить моральный характер, более чем все литературы мира, и скрыто-религиозный характер.
Цитаты из русской классики со словом «религиозные»
Ассоциации к слову «религиозный»
Синонимы к слову «религиозные»
Предложения со словом «религиозный»
- Даже учёные и врачи, работающие круглые сутки, чтобы раскрыть тайну, признаются, что они стали глубоко религиозными людьми.
- Ирокезы имели сложную систему религиозных обрядов и верований, которые включали молитвы, песнопения, танцы и ритуалы, направленные на поддержание связи с природой и привлечением благосклонности духовного мира.
- Все великие изобретатели, мыслители, поэты и художники были людьми глубоких религиозных чувств, но их религия никогда не была формализованной, ограниченной правилами, закостеневшей.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «религиозный»
Что (кто) бывают «религиозными»
Значение слова «религиозный»
Афоризмы русских писателей со словом «религиозный»
- Я вовсе не религиозный человек и не мистик. Я реалист, и если есть что-нибудь туманное во мне для реалиста, то это романтика, но романтика не старого нежного и дамообожаемого уклада, а самая настоящая земная, которая скорей преследует авантюристические цели в сюжете, чем протухшие настроения о Розах, Крестах и всякой прочей дребедени.
- Россия должна идти к религиозной революции, а не социальной. Преображение личности.
- Мы против насильно захватываемого права считать только одну точку зрения истиной в последней инстанции, ибо это своего рода идеологический расизм. Мы против того, чтобы только одна религия считала себя представительницей Бога и призывала к войне против других религий и верующих, ибо это — религиозный расизм.
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно