Но это конкретно-универсальное
содержание личности никогда не означает, что она помещает свою совесть и своё сознание в общество, в государство, народ, класс, партию, церковь, как социальный институт.
Неточные совпадения
В результате долгого духовного и умственного пути я с особенной остротой сознал, что всякая человеческая
личность,
личность последнего из людей, несущая в себе образ высшего бытия, не может быть средством ни для чего, в себе имеет экзистенциальный центр и имеет право не только на жизнь, отрицаемое современной цивилизацией, но и на обладание универсальным
содержанием жизни.
Только
личность и может вмещать универсальное
содержание, быть потенциальной вселенной в индивидуальной форме.
Для
личности же раскрывается бесконечность, она входит в бесконечность и впускает в себя бесконечность, в своем самораскрытии она устремлена к бесконечному
содержанию.
Личность должна себя созидать, обогащать, наполнять универсальным
содержанием, достигать единства в цельности на протяжении всей своей жизни.
В каждой человеческой
личности есть общее, универсальное, не внутренне универсальное, как творческое приобретение качественного
содержания жизни, а внешнее, навязанное универсальное.
Персоналистическая философия должна признать, что дух не генерализирует, а индивидуализирует, он создает не мир идеальных ценностей, внечеловеческих и общих, а мир
личностей с их качественным
содержанием, формирует
личности.
И вместе с тем
личность есть универсум, она наполняется универсальным
содержанием.
Личность из глубины созидает своё сознание, как укрепление, как границу, препятствующую смешению и растворению, но сознание может препятствовать наполнению моей
личности универсальным
содержанием, мешать общению с космическим целым.
Совесть в глубине
личности совсем не означает замкнутости
личности в себе и эгоцентричности, наоборот, она предполагает размыкание внутри, а не вне, наполнение внутри конкретным универсальным
содержанием.
Это «мы» есть качественное
содержание «я», его социальное трансцендирование. «Я» имеет общение не только с «ты», общение
личности с
личностью, «я» имеет общение и с «мы», т. е. с обществом.
Но различающая и оценивающая совесть, которая раскрывается в глубине
личности, всегда означает не изоляцию и самозамыкание
личности, а её размыкание до универсального
содержания и её свободное общение с другими
личностями, не только живыми, но и умершими.
Личность не часть нации, национальность есть часть
личности и находится в ней как одно из её качественных
содержаний.
Этому рабству может противостоять только
личность с духовным
содержанием.
Выработка
личности есть выработка аристократического типа, т. е. человека, не допускающего себя до смешения с безликой мировой средой, внутренне независимого и свободного, восходящего к более высокому качественному
содержанию жизни и нисходящего к миру униженному, страдающему и лишенному возможности возвышения.
Но преобладание социальной группы над
личностью, детерминация
личности социальной группой в конце концов лишает
личность свободы и мешает достижению универсального
содержания жизни.
Неточные совпадения
Я стремился не к изоляции своей
личности, не к ее замыканию в себе и не к самоутверждению, а к размыканию в универсум, к наполнению универсальным
содержанием, к общению со всем.
При этом живая человеческая
личность оказывается раздавленной, от нее отнимается все богатство
содержания жизни во имя божества — революции.
В одно время
личность бывает исполнена сознанием своей нравственной цели, является так, как есть, прекрасною в глубочайшем смысле слова; но в другое время человек занят бывает чем-нибудь имеющим только посредственную связь с целью жизни его, и при этом истинное
содержание характера не проявляется в выражении лица; иногда человек бывает занят делом, возлагаемым на него только житейскою или жизненною необходимостью, и при этом всякое высшее выражение погребено под равнодушием или скукою, неохотою.
Конечно, можно говорить и о «вечном Сократе», разумея вечное в Сократе, т. е. его идейное общее и, следовательно, родовое
содержание и его качественно определенную
личность, входящую в состав родового организма.
Личность, ипостась, не исчерпывается наличным сознанием, которое есть лишь феномен или модус
личности, однако всякое
содержание сознания облечено формой ипостасности, переживается, как состояние
личности.