Неточные совпадения
Но мне совершенно чужд монизм, эволюционизм и оптимизм Фихте, Шеллинга и Гегеля, их понимание объективации духа, универсального Я,
разума в мировом и историческом процессе, особенно гегелевское учение о самораскрытии духа и развитии к
свободе в мировом процессе, о становлении Божества.
Авторитарному сознанию или авторитарному строю жизни нужно противополагать не
разум, не природу и не суверенное общество, а дух, т. е.
свободу, духовное начало в человеке, образующее его личность и независимое от объективированной природы и от объективированного логического мира.
Познание личности и
свободы связано с личным
разумом, с волей и активностью.
Можно глубже сказать: бытие есть отчуждение и объективация, превращение
свободы в необходимость, индивидуального в общее, личного в безличное, торжество
разума, потерявшего связь с человеческим существованием.
Рабству человека у общества нужно противопоставлять не
разум рационализма или природу, признанную благостной, а дух,
свободу духа и личность в своем духовном качестве не зависящую от общества и природы.
Неточные совпадения
— Он говорит, что внутренний мир не может быть выяснен навыками
разума мыслить мир внешний идеалистически или материалистически; эти навыки только суживают, уродуют подлинное человеческое, убивают
свободу воображения идеями, догмами…
— Да, — сказала она, — но Толстой грубее. В нем много взятого от
разума же, из мутного источника. И мне кажется, что ему органически враждебно чувство внутренней
свободы. Анархизм Толстого — легенда, анархизм приписывается к числу его достоинств щедростью поклонников.
— Все — программы, спор о программах, а надобно искать пути к последней
свободе. Надо спасать себя от разрушающих влияний бытия, погружаться в глубину космического
разума, устроителя вселенной. Бог или дьявол — этот
разум, я — не решаю; но я чувствую, что он — не число, не вес и мера, нет, нет! Я знаю, что только в макрокосме человек обретет действительную ценность своего «я», а не в микрокосме, не среди вещей, явлений, условий, которые он сам создал и создает…
— Томилина я скоро начну ненавидеть, мне уже теперь, иной раз, хочется ударить его по уху. Мне нужно знать, а он учит не верить, убеждает, что алгебра — произвольна, и черт его не поймет, чего ему надо! Долбит, что человек должен разорвать паутину понятий, сотканных
разумом, выскочить куда-то, в беспредельность
свободы. Выходит как-то так: гуляй голым! Какой дьявол вертит ручку этой кофейной мельницы?
Это возможно для марксизма только потому, что в материю вносится
разум, смысл,
свобода, творческая активность.