Неточные совпадения
Извне, из объекта
человеческая личность есть лишь малая часть общества, изнутри, из субъекта общество есть часть
человеческой личности, ее социальная сторона, подобно тому, как
космос есть часть
человеческой личности, как малой вселенной, заключающей в себе все.
Развитие техники и ее власть над
человеческой жизнью имеют прямое отношение к теме «человек и
космос».
Этот дух, совсем не противоположный правде демократических программ, прежде всего требует личного и общественного перевоспитания, внутренней работы воли и сознания, он ставит судьбу общественности в зависимость от внутренней жизни
человеческой личности, нации, человечества,
космоса.
Можно установить четыре периода в отношении человека к
космосу: 1) погружение человека в космическую жизнь, зависимость от объектного мира, невыделенность еще
человеческой личности, человек не овладевает еще природой, его отношение магическое и мифологическое (примитивное скотоводство и земледелие, рабство); 2) освобождение от власти космических сил, от духов и демонов природы, борьба через аскезу, а не технику (элементарные формы хозяйства, крепостное право); 3) механизация природы, научное и техническое овладение природой, развитие индустрии в форме капитализма, освобождение труда и порабощение его, порабощение его эксплуатацией орудий производства и необходимость продавать труд за заработную плату; 4) разложение космического порядка в открытии бесконечно большого и бесконечно малого, образование новой организованности, в отличие от органичности, техникой и машинизмом, страшное возрастание силы человека над природой и рабство человека у собственных открытий.
Нация, государство, семья, внешняя церковность, общественность, социальный коллектив,
космос — все представляется мне вторичным, второстепенным, даже призрачным и злым по сравнению с неповторимой индивидуальной судьбой
человеческой личности.