Неточные совпадения
Между тем как основной вопрос познания есть вопрос об
отношении между трансцендентальным сознанием или гносеологическим субъектом и человеком, живой и конкретной
человеческой личностью.
Вопросу о различении добра и зла и о происхождении добра и зла предшествует более первичный вопрос об
отношении Бога и человека, Божественной свободы и
человеческой свободы, или благодати и свободы.
И в проблеме
отношения воли Божьей и свободы
человеческой Н. Гартман не считается со всей сложностью религиозной и теологической мысли.
Человеческая личность не может не определить своего
отношения к обществу, но она не может нравственно определяться обществом.
Она преувеличивает зло в
отношении личности
человеческой, устанавливая запреты и кары.
Законническая, социально обыденная этика дает преобладание
отношению к иерархическому чину, к носителю власти, к иерарху церкви, к монарху, к главе семьи, к начальнику над
отношением к человеку, к
человеческому качеству, к творцу, к доброму человеку, к таланту, к ученому и поэту.
Так, у Канта принцип
человеческой личности совершенно отвлеченный и нормативный, он не имеет
отношения к живой и неповторимой
человеческой индивидуальности, которой Кант никогда не интересовался.
И чрезвычайно сложно
отношение этических конфликтов к
человеческой свободе и к достоинству
человеческой личности.
И
отношение Каренина к Вронскому перестало быть законническим, стало
человеческим.
В этом
отношении особенно замечательна книга Марка Аврелия — один из самых волнующих
человеческих документов, изобличающих внутреннюю природу стоицизма.
Терпимость не есть равнодушие и безразличие к добру и злу, терпимость есть добродетель свободолюбия и человеколюбия, бережное
отношение к
человеческим душам, к их жизненному пути, всегда сложному и мучительному.
Стремись к освобождению
человеческих чувств, но не допускай одержимости чувствами, не допускай отпадения их от полноты жизни, в которую входит и мышление, умная жизнь и воля, жизнь нравственная и
отношение к Богу, жизнь религиозная.
Это есть также вопрос об
отношении государства к свободе, государства к
человеческой личности.
Государство по своему происхождению, сущности и цели совсем не дышит и не движется ни пафосом свободы, ни пафосом добра, ни пафосом
человеческой личности, хотя оно имеет
отношение и к свободе, и к добру, и к личности.
Такова этическая установка вовне, в жизни социальной, этическая же установка в глубину, в
отношении к жизни духовной, требует духовной свободы от власти собственности над
человеческой душой, аскезы в
отношении к материальной собственности, преодоления греховной похоти к материальным благам, недопущения себя до рабства у мира.
Собственность, как
отношение человеческой личности к материальному, вещному миру, всегда связана с социальной обыденностью и может превратиться в орудие порабощения
человеческой личности.
Христианский реализм в
отношении к
человеческой природе не допускает фантазмов и утопий, ложной социальной мечтательности, но он требует воли, решившейся реализовать правду в каждое мгновение жизни.
В технике обнаруживается разделяющая и выявляющая сила для
человеческого духа, и этически положительное
отношение к технике неизбежно предполагает аскезу в человеке, аскезу духа по
отношению к похоти жизни, которой техника всегда готова служить.
Пассивный детерминизм в
отношении к апокалиптическим пророчествам есть их натурализация и рационализация, отрицание таинственного совмещения Божьего Промысла и
человеческой свободы.
Заинтересуйся в это время Клеопатрой Петровной какой-нибудь господин с обеспеченным состоянием — она ни минуты бы не задумалась сделаться его любовницей и ушла бы к нему от Павла; но такого не случилось, а время между тем, этот великий мастер разрубать все гордиевы узлы
человеческих отношений, решило этот вопрос гораздо проще и приличнее.
Неточные совпадения
Скептическое и даже враждебное
отношение к
человеческим массам у него сложилось давно.
— Если бы была задана психологическая задача: как сделать так, чтобы люди нашего времени, христиане, гуманные, просто добрые люди, совершали самые ужасные злодейства, не чувствуя себя виноватыми, то возможно только одно решение: надо, чтобы было то самое, что есть, надо, чтобы эти люди были губернаторами, смотрителями, офицерами, полицейскими, т. е. чтобы, во-первых, были уверены, что есть такое дело, называемое государственной службой, при котором можно обращаться с людьми, как с вещами, без
человеческого, братского
отношения к ним, а во-вторых, чтобы люди этой самой государственной службой были связаны так, чтобы ответственность за последствия их поступков с людьми не падала ни на кого отдельно.
Если же под революцией понимать радикальное изменение основ
человеческого общества и
отношений людей, то революцию надо желать и готовить ее.
Тайна христианства, рационализированно раскрывающаяся в теологических системах, связана с этим парадоксальным и драматическим
отношением божественного и
человеческого.
Развитие техники и ее власть над
человеческой жизнью имеют прямое
отношение к теме «человек и космос».