Неточные совпадения
Божества, лишь орудие,
средство, путь для осуществления совсем нечеловеческих
целей.
В известном смысле слова можно даже сказать, что «
средства», которыми пользуется человек, гораздо важнее «
целей», которые он преследует, ибо они больше свидетельствуют о духе человека.
Ложный аскетизм, аскетизм как
цель, а не как
средство, ломает жизнь, создает восстания в подсознательном и противоречия в сознании.
Столь же существенным является противоречие
целей и
средств жизни.
Средства оказываются противоположными
целям и поглощающими всю жизнь.
Человек стремится к свободе как к
цели и настолько поглощен насилием как
средством для этого дела, что забывает о свободе.
Человек стремится к любви и братству как к
цели и настолько поглощен ненавистью и раздорами как
средством для этой
цели, что о любви и братстве забывает.
Нравственные
средства и пути гетерогенны нравственным
целям.
Это трагическое противоречие
целей и
средств жизни очень мучило Л. Толстого, и мучение его было праведно, хотя он и не нашел выхода из затруднения.
Добро есть
цель, ложь же есть
средство.
Можно установить два основных типа морали — мораль трансцендентно-утилитарную, которая оценивает все как
средство для
цели, лежащей вне самого достижения духовного блага, качества, ценности, совершенства, и мораль имманентно-духовную, которая оценивает все с точки зрения непосредственного достижения духовного качества, совершенства, ценности, высшего блага.
В первом типе морали неизбежно происходит разрыв между
средствами и
целями, и
средства оказываются непохожими на
цели.
Целью является правда, а
средством ложь.
Но разрыв между
средством и
целью неправомерен в этике уж потому, что этическое всегда есть путь жизни, а не конечная ее
цель.
Поэтому утилитарная этика, земная или небесная, ложно учит о
средствах, о пути и ложно учит о
цели.
Благополучие, счастье, блаженство совсем не есть
цель жизни, а полезная ложь или полезное насилие совсем не есть
средство для осуществления
целей жизни.
Одна из основных задач этики и заключается в преодолении дуализма
средств и
целей, т. е. во все большем и большем уподоблении
средств целям.
Разрыв же между
средствами и
целями происходит двояко.
С одной стороны, так поглощены
целью, реальным достижением и осуществлением какого-либо блага, блага государства, нации, семьи, земной церкви, государства, цивилизации, что готовы допустить какие угодно
средства, лишь бы
цель была осуществлена.
С другой стороны, так увлечены самими
средствами, применяемыми на пути, так сосредоточены на них, что готовы забыть о
целях.
Политика есть по преимуществу сфера, в которой разрыв между
средствами и
целями достигает максимальных размеров, и потому допускается максимальная ложь и создаются фиктивные окружения жизни.
Так, парламент является
средством для осуществления
целей демократии, с которой связывают достижение народного блага.
Но парламентаризм с его господством партий, стремящихся к власти, применяет лживые
средства для достижения
целей во чтобы то ни стало и вместе с тем забывает эти
цели и превращается в самоцель.
Сближение между
средствами и
целями происходит как раз недолжным путем, путем принятия дурных
средств за
цели.
Совершенно одинаково монархия или социализм разрывают
средства и
цели, принимают
средства за
цели и допускают ложь в осуществлении своих
целей, сначала первичной
целью было благо и ценность, а потом вторичной
целью делается борьба за самое власть, в которой
средство превращено в
цель.
Трагично тут то, что неправда, ложь, истязание живых людей практикуется и во имя
целей, которые признаются высшими, и во имя
средств, которые признаются необходимыми и которые в пути начинают заслонять
цель.
Причина тут лежит только в разрыве между
средствами и
целями.
В духовной жизни не существует этого различения и противопоставления
целей и
средств.
Если человек дурен, если он не Божьего духа, то никакие высшие
цели не сделают его лучшим, и он всегда будет применять дурные
средства и забывать для них о
целях.
Возвышенный платонизм (
цель) и низменный материализм (
средства) в политике одинаково были опасны и сеяли зло, ложь и несчастье.
И именно потому, что в достижениях духа нет «
целей», во имя которых можно и должно лгать, и нет «
средств», для которых можно забыть о «
целях» и превратить ложь в добро.
Он был ранен несоответствием между высокими
целями и низкими
средствами.
Неточные совпадения
Просидев дома
целый день, она придумывала
средства для свиданья с сыном и остановилась на решении написать мужу. Она уже сочиняла это письмо, когда ей принесли письмо Лидии Ивановны. Молчание графини смирило и покорило ее, но письмо, всё то, что она прочла между его строками, так раздражило ее, так ей возмутительна показалась эта злоба в сравнении с ее страстною законною нежностью к сыну, что она возмутилась против других и перестала обвинять себя.
— Средства-то есть, — сказал Хлобуев и вслед за тем выгрузил им
целую кучу прожектов.
Есть поверье, будто волшебными
средствами можно получить неразменный рубль, т. е. такой рубль, который, сколько раз его ни выдавай, он все-таки опять является
целым в кармане. Но для того, чтобы добыть такой рубль, нужно претерпеть большие страхи. Всех их я не помню, но знаю, что, между прочим, надо взять черную без единой отметины кошку и нести ее продавать рождественскою ночью на перекресток четырех дорог, из которых притом одна непременно должна вести к кладбищу.
Брак был бы только формой, а не содержанием,
средством, а не
целью; служил бы широкой и неизменной рамкой для визитов, приема гостей, обедов и вечеров, пустой болтовни?..
А оставил он ее давно, как только вступил. Поглядевши вокруг себя, он вывел свое оригинальное заключение, что служба не есть сама
цель, а только
средство куда-нибудь девать кучу люда, которому без нее незачем бы родиться на свет. И если б не было этих людей, то не нужно было бы и той службы, которую они несут.