Вот как можно формулировать принцип творческой этики о соотношении свободной совести и социальности: совесть твоя никогда не должна определяться социальностью, социальными группировками, мнением общества, она должна определяться из глубины духа, т. е. быть свободной, быть стоянием перед Богом, но ты должен быть
социальным существом, т. е. из духовной свободы определить свое отношение к обществу и к вопросам социальным.
Неточные совпадения
Как
существо социальное он познает только меняющиеся понятия о добре.
Есть еще самое распространенное в современной Европе антропологическое учение — понимание человека как
существа социального, как продукта общества, а также как изобретателя орудий (homo faber).
И она это делает или признавая, что он есть
существо, в котором пробуждается разум, или признавая его
существом социальным и цивилизованным, в котором непосредственная природа перерабатывается культурой.
В антропологии идеализма, натуралистического эволюционизма, социологизма и психопатологии схвачены отдельные существенные черты — человек есть
существо, носящее в себе разум и ценности, есть
существо развивающееся, есть
существо социальное и
существо больное от конфликта сознания и бессознательного.
Человек есть не только
существо греховное и искупающее свой грех, не только
существо разумное, не только
существо эволюционирующее, не только
существо социальное, не только
существо больное от конфликта сознания с бессознательным, но человек есть прежде всего
существо творческое.
В борьбе этой личность неизбежно сталкивается с обществом, ибо человек есть
существо метафизически
социальное.
Но к обществу, к
социальному коллективу личность принадлежит лишь частью своего
существа.
В мире греховном личность частью своего
существа обречена жить в
социальной обыденности, в которой она не только насилуется, но и охраняется законом и правом.
Потом наступает вторичный творческий акт, связанный с тем, что человек есть
существо социальное, реализация продуктов творчества.
Конечно, и внешняя трагедия, определяющаяся
социальными формами и отношениями, связана с внутренним трагизмом жизни, ибо человек есть
существо социальное и принужденное жить в обществе.
И этика должна бороться за идеальный образ человека, за личность как
существо свободное и оригинальное, т. е. связанное с первичным, против всякого определения этого образа из
социальной обыденности.
Неточные совпадения
По замыслу своей книги я буду интересоваться не метафизической идеей свободы по
существу, а главным образом ее последствиями в жизни
социальной.
Человек есть
существо природное,
социальное и духовное.
Человек остается
существом целиком детерминированным природой и
социальной средой.
Все
социальные учения XIX века были лишены того сознания, что человек — космическое
существо, а не обыватель поверхностной общественности на поверхности земли, что он находится в общении с миром глубины и с миром высоты.
Он также есть
существо свободное и рабье, склонное к жертве и любви и к эгоизму, высокое и низкое, несущее в себе образ Божий и образ мира, природного и
социального.