Неточные совпадения
История философии будет философским, а не только научным познанием в том лишь
случае, если мир философских идей будет для познающего его собственным внутренним миром, если он будет его познавать из
человека и в
человеке.
Школьное учение о свободной воле в том и заключается, что
человек может и должен исполнять закон добра, а в
случае неисполнения он ответствен и подвергается наказанию.
Но
человек есть существо творящее в том лишь
случае, если он есть существо свободное, обладающее творческой свободой.
Нравственный закон, который
человек должен свободно открыть в себе, автоматически дает свои предписания, одинаковые для всех
людей и для всех
случаев жизни.
Жизнь
человека, его свобода и право должны охраняться и в том
случае, если духовное состояние других
людей, общества, власти невысокое, если оно недостаточно просветлено благодатью.
Закон, судящий грешников и злых, оказывается пригодным лишь для обыкновенных, обыденных
случаев, пока сердца
людей холодные и застывшие.
В этом
случае один
человек не имеет преимущества перед другим.
Закон же и норма знают элементарные и нетрагические
случаи жизни — не следует убивать, красть, развратничать и т. п., и это одинаково для всех
людей.
Закон может сказать, что ни один
человек не должен быть жестоким, но он не знает того
случая, когда
человек принужден быть жестоким вследствие неизбежности жертвовать одной ценностью во имя другой.
Есть особый
случай, когда дуэль вызывается тем, что
людям тесно жить вместе на свете, — это дуэль любви двух к одной и той же женщине, спор из-за любимой.
Но в этом
случае действует аффект ревности, которая нравственно не стоит выше обиды и мести, действует дурная воля быть собственником другого существа и честь, положенная не в том, что исходит от
человека, а в том, что входит в
человека, т. е. не в собственных чувствах, а в чувствах другого
человека.
И если они и трактуют о проблеме бессмертия, то без углубления проблемы самой смерти и преимущественно в связи с нравственной ответственностью
человека, с наградами и наказаниями и в лучшем
случае с потребностью завершения бесконечных стремлений человеческой личности.
Тот парадоксальный факт, что
человек может бояться умереть от заразной болезни или несчастного
случая и не боится умереть на войне или мучеником за веру или идею, свидетельствует о том, что вечность менее страшна, когда
человек поднимается от обыденности на высоту.
«Каждый из них так или иначе подчеркивает себя», — сердито подумал Самгин, хотя и видел, что в данном
случае человек подчеркнут самой природой. В столовую вкатилась Любаша, вся в белом, точно одетая к причастью, но в ночных туфлях на босую ногу.
За десять целковых он готов, вероятно, бросить десять любовниц, и уж, конечно, скорей осине, чем ему, можно было растолковать, что в этом
случае человек должен страдать.
Неточные совпадения
Городничий. Нет, нет; позвольте уж мне самому. Бывали трудные
случаи в жизни, сходили, еще даже и спасибо получал. Авось бог вынесет и теперь. (Обращаясь к Бобчинскому.)Вы говорите, он молодой
человек?
Стародум. Тут не самолюбие, а, так называть, себялюбие. Тут себя любят отменно; о себе одном пекутся; об одном настоящем часе суетятся. Ты не поверишь. Я видел тут множество
людей, которым во все
случаи их жизни ни разу на мысль не приходили ни предки, ни потомки.
Милон. Вы, господин Скотинин, сами признаете себя неученым
человеком; однако, я думаю, в этом
случае и ваш лоб был бы не крепче ученого.
"Было чего испугаться глуповцам, — говорит по этому
случаю летописец, — стоит перед ними
человек роста невеликого, из себя не дородный, слов не говорит, а только криком кричит".
Дети, которые при рождении оказываются не обещающими быть твердыми в бедствиях, умерщвляются;
люди крайне престарелые и негодные для работ тоже могут быть умерщвляемы, но только в таком
случае, если, по соображениям околоточных надзирателей, в общей экономии наличных сил города чувствуется излишек.