Неточные совпадения
Можно даже установить следующий парадокс, играющий немалую роль в истории
религиозных идей: свобода воли, вечно стоящая перед устрашающей необходимостью делать избрание навязанного ей со
стороны и сверху, порабощала и угнетала человека; настоящее освобождение человека происходило от благодати, а не от свободы воли; человек свободен, когда ему не нужно выбирать.
Фарисейство, т. е. этика закона, беспощадно осуждается в Евангелии, потому что оно не нуждается в Спасителе и спасении, как нуждаются мытари и грешники, потому что если бы последняя
религиозная и нравственная правда была на
стороне фарисеев, то искупление было бы не нужно.
И нужно признать, что техника, уничтожая ряд иллюзий человека, порожденных слабостью и зависимостью, может способствовать преодолению
религиозного материализма и достижению большей духовности, так же как, с другой
стороны, она грозит окончательной материализацией.
Этот «ортодоксальный» марксизм, который в действительности был по-русски трансформированным марксизмом, воспринял прежде всего не детерминистическую, эволюционную, научную сторону марксизма, а его мессианскую, мифотворческую
религиозную сторону, допускающую экзальтацию революционной воли, выдвигающую на первый план революционную борьбу пролетариата, руководимую организованным меньшинством, вдохновленным сознательной пролетарской идеей.
Неточные совпадения
— Совершенно необходимо, чтоб революция совпала с
религиозной реформацией, — понимаете? Но реформация, конечно, не в
сторону рационализма наших южных сект, — избави боже!
Даже с практической
стороны он не видит препятствия; необходимо отправиться в Среднюю Азию, эту колыбель
религиозных движений, очистить себя долгим искусом, чтобы окончательно отрешиться от отягощающих наше тело чисто плотских помыслов, и тогда вполне возможно подняться до созерцания абсолютной идеи, управляющей нашим духовным миром.
Духовный голод, пророческие предчувствия, мистическая углубленность на вершинах православия в иных
сторонах нашего сектантства и раскола, в странничестве — другой образ народной
религиозной жизни.
Собрания эти, большей частию филантропические и
религиозные, с одной
стороны, служат развлечением, а с другой — примиряют христианскую совесть людей, преданных светским интересам.
В последнее время я опять остро чувствую два начала в себе: с одной
стороны, аристократическое начало, аристократическое понимание личности и творческой свободы; с другой
стороны, сильное чувство исторической судьбы, не допускающее возврата назад, и социалистические симпатии, вытекающие из
религиозного источника.