Неточные совпадения
Огромное значение Бахофена для антропологии и этики в том, что он открывает значение архаического глубинного слоя, коллективного подсознательного, значение
инстинкта и крови для
нравственной жизни.
Нравственное сознание, через которое общество диктует свою волю индивидууму, сталкивается с глубокими и древними
инстинктами человека, скрытыми в подсознательном.
Нравственное сознание, формулирующее законы и нормы, сталкивается не только с
инстинктом, с подсознательным, с древней природой, но и с благодатью, с сверхсознанием, с божественным.
Замечательно, что древнее чувство мести, терзавшее мстителя, совсем не было
инстинктом жестокости и кровожадности, порождением злобы и ненависти, оно было
нравственным и религиозным долгом,
нравственной эмоцией по преимуществу.
Месть, которая сначала была
нравственным и религиозным долгом, после христианского откровения становится безнравственным, хаотическим
инстинктом человека, который он должен побеждать новым законом.
Древнее насилие клана и рода над человеком, установившее неисчислимое количество табу, запретов и вызывающее страхи и ужасы, из
нравственного закона, каким оно было в древние времена, переходит в атавистические
инстинкты, с которыми должно бороться более высокое
нравственное сознание.
Общество изначально смиряет, обуздывает, дисциплинирует
инстинкты человека, и потом то, что оно вложило в человека для его обуздания, превращается в хаотические
инстинкты на более высоких ступенях
нравственного сознания.
Обнаруживается коренная двойственность закона в
нравственной жизни человечества — он обуздывает
инстинкты и создает порядок, и он же вызывает
инстинкты, мешающие созданию нового порядка.
Жестокость в первобытном обществе носила характер не только звериного, природного хаоса
инстинктов, но получила
нравственную санкцию и была связана с
нравственными эмоциями.
И освобождение его от
инстинкта жестокости сплошь и рядом означает освобождение от
нравственной эмоции и
нравственного долга, возникших в предшествующие эпохи.
Инстинкт в
нравственной жизни человека играет двоякую роль: он унаследован от древней природы, от человека архаического, в нем говорит древний ужас и страх, рабство и суеверие, жестокость и звериность, и в нем же есть напоминание о рае, о древней свободе, о древней силе человека, о древней связи его с космосом, о первобытной стихии жизни.
Дуэль была не только выражением бессознательного
инстинкта, но она также была сознательным
нравственным долгом.
От последней мысли своей губернский предводитель даже в лице расцвел, но Марфин продолжал хмуриться и сердиться. Дело в том, что вся эта предлагаемая Крапчиком система выжидания и подглядывания за сенатором претила Марфину, и не столько по исповедуемой им религии масонства, в которой он знал, что подобные приемы допускались, сколько по врожденным ему
нравственным инстинктам: Егор Егорыч любил действовать лишь прямо и открыто.
Едучи в настоящем случае с железной дороги и взглядывая по временам сквозь каретное стекло на мелькающие перед глазами дома, князь вдруг припомнил лондонскую улицу, по которой он в такой же ненастный день ехал на станцию железной дороги, чтобы уехать совсем из Лондона. Хорошо ли, худо ли он поступил в этом случае, князь до сих пор не мог себе дать отчета в том, но только поступить таким образом заставляли его все его физические и
нравственные инстинкты.
Отторгнувшись от его исканий еще до замужества своего, отторгаясь и теперь от них вследствие
нравственного инстинкта, она все-таки не переставала любить и уважать его.
Неточные совпадения
Обворовывали земство, банки, растрачивали общественные капиталы, и расхитителями оказывались люди вполне обеспеченные, руководившиеся только
инстинктами безотносительной алчности и полного
нравственного растления.
Начать не
инстинктом, не по внешним наталкиваниям, не с скорбным метаньем во все стороны, не с темным предчувствием, а с полной
нравственной свободой.
Это — смесь хороших
инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и
нравственная слепота — все это не имеет в ней характера личных пороков, а является, как общие черты ее круга. В собственной, личной ее физиономии прячется в тени что-то свое, горячее, нежное, даже мечтательное. Остальное принадлежит воспитанию.
Кончивши курс таким образом, он очутился как бы на каком-то
нравственном распутье: в нем было множество возбуждено прекрасных
инстинктов, но и только!