Неточные совпадения
Учение же о грехопадении бросает иной свет на открывшееся в
человеке подполье, на преступные
инстинкты в его бессознательном.
Сознание ослабило в
человеке силу
инстинкта, сделало его биологически беззащитным.
Наконец, современная психопатология выступает с новым антропологическим учением, согласно которому
человек есть прежде всего больное существо, в нем ослаблены
инстинкты его природы,
инстинкт половой и
инстинкт власти, подавлены и вытеснены цивилизацией, создавшей болезненный конфликт сознания с бессознательным.
В современном
человеке, которого наблюдает и изучает психология, есть не только современное сознание и современный строй души, в нем есть также древний архаический
человек, есть дитя с инфантильными
инстинктами, есть неврастеник и сумасшедший.
Корни человеческого существа уходят в добытийственную бездну, в бездонную, меоническую свободу, и в борьбе за личность, за Божью идею
человек должен был вырабатывать сознание с его границами, освещать тьму, проводить через цензуру сознания подсознательные влечения и
инстинкты.
Еще большая психологическая правда есть в учении Адлера об
инстинкте власти, господства и преобладания и невозможности
человеку примириться с унижающим и подавляющим его положением.
И в
человеке XX в. остаются эти первобытные хаотические
инстинкты.
Древнее насилие клана и рода над
человеком, установившее неисчислимое количество табу, запретов и вызывающее страхи и ужасы, из нравственного закона, каким оно было в древние времена, переходит в атавистические
инстинкты, с которыми должно бороться более высокое нравственное сознание.
Человека лишали свободы, как существо, одержимое греховными
инстинктами.
И от этих
инстинктов родовой морали
человек не может освободиться и доныне.
Инстинкт в нравственной жизни
человека играет двоякую роль: он унаследован от древней природы, от
человека архаического, в нем говорит древний ужас и страх, рабство и суеверие, жестокость и звериность, и в нем же есть напоминание о рае, о древней свободе, о древней силе
человека, о древней связи его с космосом, о первобытной стихии жизни.
Этика творчества освобождает не всякие
инстинкты, а
инстинкты творческие, т. е. творческую энергию
человека, которая скована запретами закона.
Инстинкт обратился внутрь
человека и превратился в дух, в духовную жизнь.
И когда душа поворачивается к природе и
людям с тираническими
инстинктами, когда она хочет лишь властвовать, а не жертвенно помогать и творчески преображать, она подчиняется одному из самых темных
инстинктов подсознательного и неизбежно подрывает свои творческие силы, ибо творчество предполагает жертву и отдачу.
Нужно с детства нравственно воспитывать
человека в духе, противоположном
инстинктам тиранства, в котором истощается и истребляется творческая энергия.
Наряду с этим действуют в современном
человеке и другие
инстинкты,
инстинкты рабства и жестокости, и обнаруживается творческое бессилие, переходящее в отрицание творчества и насилие над ним.
И трагизм вырастал из того, что Гамлет был личностью, переросшей это древнее верование, и
инстинкт мести не был у него целостным, он был
человек раздвоенный, рефлектирующий и этим ослабленный, мышление уже приобрело слишком большую власть над его жизнью.
Люди слишком часто боятся раскрывать свое сердце из ложных
инстинктов, ложных верований и ложных идей, из ложных страхов перед обществом, и это закрывает возможность подлинного общения.
Воин есть
человек, обладающий напряженным
инстинктом чести и особенным понятием о чести.
Подставить щеку обидчику есть духовный подвиг, предполагающий смирение в себе и преодоление древних родовых
инстинктов, но этот подвиг вызывает отвращение в
человеке, находящемся во власти родовых понятий о чести и руководящемся этикой воина.
Смертную казнь защищают тем, что она отрешена от влечений
человека, от человеческих аффектов, что она холодна и выражает лишь социальный
инстинкт самосохранения общества.
В «холодном чудовище» — государстве, казнящем бесстрастно и беззлобно, все же действуют живые
люди, их
инстинкты, чувства и помыслы.
Неточные совпадения
Таков был первый глуповский демагог. [Демаго́г —
человек, добивающийся популярности в народе лестью, лживыми обещаниями, потворствующий
инстинктам толпы.]
И Степан Аркадьич встал и пошел вниз к новому начальнику.
Инстинкт не обманул Степана Аркадьича. Новый страшный начальник оказался весьма обходительным
человеком, и Степан Аркадьич позавтракал с ним и засиделся так, что только в четвертом часу попал к Алексею Александровичу.
Бывали примеры, что женщины влюблялись в таких
людей до безумия и не променяли бы их безобразия на красоту самых свежих и розовых эндимионов: [Эндимион — прекрасный юноша из греческих мифов.] надобно отдать справедливость женщинам: они имеют
инстинкт красоты душевной; оттого-то, может быть,
люди, подобные Вернеру, так страстно любят женщин.
— Это, очевидно, местный покровитель искусств и наук. Там какой-то рыжий
человек читал нечто вроде лекции «Об
инстинктах познания», кажется? Нет, «О третьем
инстинкте», но это именно
инстинкт познания. Я — невежда в философии, но — мне понравилось: он доказывал, что познание такая же сила, как любовь и голод. Я никогда не слышала этого… в такой форме.
Вспомнились слова Марины: «Мир ограничивает
человека, если
человек не имеет опоры в духе». Нечто подобное же утверждал Томилин, когда говорил о познании как
инстинкте.