Неточные совпадения
И это предполагает построение новой этики, основанной не на нормах и
законах сознания, а на благостной
духовной энергии.
Этика в глубоком смысле слова должна быть учением о пробуждении человеческого духа, а не сознания, творческой
духовной силы, а не
закона и нормы.
Свобода же, сопротивляющаяся беспредельной власти
закона во всех сферах жизни, есть, наоборот, выражение
закона малого числа, она прежде всего интересна для
духовной аристократии, составляющей меньшинство.
Но против власти
закона над жизнью и мыслью восстают не только
духовная «аристократия», восстают и «демократические» дионисические силы жизни.
Этика Канта есть законническая этика потому, что она интересуется общеобязательным нравственным
законом, нравственно-разумной природой человека, одинаковой у всех, и совершенно не интересуется самим живым человеком, его нравственным опытом, его
духовной борьбой, его судьбой.
Этика
закона исполнима, но она бессильна бороться с помыслами и изменить внутреннее
духовное состояние человека.
И мы стоим перед следующим парадоксом:
закон не знает живой, конкретной, индивидуально неповторимой личности, не проникает в ее интимную жизнь, но
закон охраняет эту личность от посягательств и насилия со стороны других личностей, охраняет независимо от того, каково направление и
духовное состояние других личностей.
Происходит двойной процесс: в порядок благодати, в
духовное общество, в церковь проникает законничество, и в порядок
закона, в общество мирское, в государство и культуру проникает начало благодати, уже искаженное законничеством.
Христианская мораль, не знающая сковывающих
законов и норм, все сводит к приобретению
духовной силы у Бога.
Но мы живем в двух планах, под
законом и под благодатью, в порядке природном и в порядке
духовном, и в этом безмерная трудность и сложность жизни христианина в мире.
Мистическая,
духовная церковь есть охристовленный космос, охристовленная и облагодатствованная душа мира, и государство есть лишь ее подчиненная часть, как и все, часть, наименее охристовленная и облагодатствованная, наиболее находящаяся во власти греха и, следовательно,
закона.
Тогда принудительный
закон труда превращается в
духовную свободу.
Но социальная обыденность со своим
законом интересуется тут совсем не
духовным вопросом, совсем не личностью, стоящей перед вечностью, а организацией рода и общества.
Таков
закон духовной жизни.
Они говорят: «Само собой разумеется, что все эти заповеди о терпении обид, об отречении от возмездия, как направленные собственно против иудейской любомстительности, не исключают не только общественных мер к ограничению зла и наказанию делающих зло, но и частных, личных усилий и забот каждого человека о ненарушимости правды, о вразумлении обидчиков, о прекращении для злонамеренных возможности вредить другим; ибо иначе самые
духовные законы спасителя по-иудейски обратились бы только в букву, могущую послужить к успехам зла и подавлению добродетели.
Неточные совпадения
В этих словах Самгину послышалась нотка цинизма.
Духовное завещание было безукоризненно с точки зрения
закона, подписали его солидные свидетели, а иск — вздорный, но все-таки у Самгина осталось от этого процесса впечатление чего-то необычного. Недавно Марина вручила ему дарственную на ее имя запись: девица Анна Обоимова дарила ей дом в соседнем губернском городе. Передавая документ, она сказала тем ленивым тоном, который особенно нравился Самгину:
Все познающие в разных сферах познания признают логику и ее
законы, почитаемые непреложными, но могут отрицать Логос, целостный
духовный Разум-Слово.
Политика, экономика, наука, техника, национальность и пр. не хотят знать никакого нравственного
закона, никакого
духовного начала, стоящего выше их сферы.
В века новой истории, которая уже перестала быть новой и стала очень старой, все сферы культуры и общественной жизни начали жить и развиваться лишь по собственному
закону, не подчиняясь никакому
духовному центру.
Помимо всякой философской теории, всякой гносеологии, я всегда сознавал, что познаю не одним интеллектом, не разумом, подчиненным собственному
закону, а совокупностью
духовных сил, также своей волей к торжеству смысла, своей напряженной эмоциональностью.