Милосердие как призвание

О. Ф. Киселева, 2017

Милосердие и благотворительность в России всегда были связаны с бескорыстной помощью бедным и больным. В области медицины в деле благотворительности особое участие принимали предприниматели, дворянство, представители династии Романовых, содействующие организации больниц и приютов. Начало общественной медицинской помощи раненым и больным на фронтах войны положили Великая княгиня Елизавета Павловна и известный хирург Николай Иванович Пирогов. Созданная ими Крестовоздвиженская община стала прообразом Российского общества Красного Креста. Учебное пособие посвящается подвижницам милосердия – Женщинам, которые несли своё служение в военное и мирное время под эгидой Красного Креста. Книга посвящена также всем тем, кто продолжает славные традиции милосердия и в настоящее время. Издание является продолжением серии книг («Российская школа бескорыстия», «Деонтология жизни», «50 лет с Alma mater», «Наследники духовных традиций медицины»), посвящённых выдающимся деятелям медицины. Учебное пособие имеет междисциплинарный характер, предназначено для обучающихся медицинских специальностей по курсу «История медицины», «История Отечества», а также для широкой аудитории медицинских работников и среднего медицинского персонала, может способствовать духовно-нравственному воспитанию молодёжи.

Оглавление

Предисловие

Среди множества работ философов XIX в., посвященных проблеме познания человека, следует отметить труд «Наука 0 человеке» русского философа и православного богослова В. И. Несмелова (1863–1937). В нём, основываясь на христианской антропологии, автор поднял вопрос о том, что такое человек по своей природе, как ему следует жить, познать себя и соответственно этому осмыслить и направить свою жизнь. Он считал, что только нравственная деятельность человека, направленная на исполнение высших духовных законов, может придать человеку осознание ценностей его личности и определить её разумную деятельность в мире. Начало личности формируется в соответствии с моральным сознанием, осознанием ценностей и долга по осуществлению задач, направленных на исполнение высших ценностей. Человек, чтобы состояться, должен, прежде всего, думать не о благе своей жизни, а находить истинную жизнь, сообразуясь с Божественными законами. «Единственная ценность, какую не создаст и не может создать физический мир и какую может внести в мировую жизнь одна только человеческая личность, заключается в нравственной деятельности человека»[1].

Стакан воды… Он бывает нужен каждому из нас в разных обстоятельствах жизни. Как мы бываем благодарны тому, кто его приносит в нужное время, нужный час, нужные минуты нашей жизни. Стакан воды — как мало и как много. В общечеловеческом значении — это доброе дело, кусок хлеба нуждающемуся, доброе и утешительное слово врача, дающее надежду на исцеление, ободряющее больного. Всякое, даже «малое доброе дело уже есть великая ценность в вечности»[2]. Это милосердие, сострадание, благотворительность.

В. И. Даль (1801–1872) — русский писатель, лексикограф, этнограф. Малоизвестно, что он первоначально получил медицинское образование, поступив на медицинский факультет Дерптского университета. С честью выдержав экзамен на звание доктора медицины, он занимался изучением методов трепанации черепа, скрытого изъязвления почек, операциями по удалению катаракты. В годы Русско-турецкой войны (1828–1829) он показал себя как военный врач. С 1832 г. служил ординатором в военно-сухопутном госпитале Санкт-Петербурга. По поручению военного ведомства составил учебники ботаники и зоологии.

После переезда в Москву В. И. Даль приступил к публикации своих трудов по филологии. В «Толковом словаре живого великорусского языка» (т. 1–4, 1863–1866) он сделал упор на разговорную речь для включения слов в письменный русский язык. В течение 53 лет занимался собиранием распространённых слов по всей России, желая сохранить особый дух, присущий русской нации, передать его посредством речевых средств. В словаре нет слова «милосердный», но есть слово «милостивый». Его синонимы — «добрый», «сострадательный», «доброжелательный». К «милостивому» относится также слово «милосердный». Есть также слово «милостивец» — благодетель, доброжелатель[3].

«Благодетельствовать» по В. И. Далю означает благотворить, делать добро, служить бескорыстно, заботиться о счастье ближнего. А слово «благодетель» означает «доброделатель», делающий добро другому, оказавший большую пользу или услугу[4].

После Октябрьской революции 1917 г. вышел новый словарь, основная масса слов которого была взята из классической литературы от А. С. Пушкина до М. Горького, а также из научной и деловой лексики, сложившейся в XIX в. В создании словаря приняли участие многие известные учёные-языковеды России того времени. Всю работу по изданию словаря, его проработке возглавил профессор Д. Н. Ушаков. В словаре слово «благотворительность» трактуется как оказание материальной помощи бедным, безвозмездная работа, а «милосердие», как готовность из сострадания оказывать помощь тому, кто в ней нуждается[5].

Даже после Октябрьской революции 1917 г. такие понятия, как благотворительность, сострадание, милосердие остались неизменными. Вероятно, весь многовековой уклад и мировоззрение россиян способствовали сохранению традиций прежних поколений — бескорыстной помощи ближним, бедным и больным.

В России милосердие всегда было связано с благотворительностью, в особенности в области медицины. Об этом и пойдёт речь в нашей книге.

Примечания

1

Несмелое В. И. Христианская психология и антропология // Наука о человеке. Казань: Заря-Тан, 1994. Т. 1. С. 122.

2

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) О доброделании и милосердии. СПб.: Возрождение, 2012. С. 7.

3

Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Гос. изд-во иностр. и нац. словарей, 1955. Т. II. С. 32.

4

Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4-х т. — М.: Гос. изд-во иностранных и нац. словарей, 1955. Т. 1. С. 92.

5

Толковый словарь русского языка: в 2-х т. / под ред. проф. Д. Н. Ушакова. М.: ОГИЗ, 1935. Т. 1. С. 147, 150; Толковый словарь русского языка: в 2-х т. / под ред. проф. Д. Н. Ушакова. М.: ОГИЗ, 1935. Т. 2. С. 214.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я