Неточные совпадения
И отличие это в
том, что философия исследует человека из человека и в человеке, исследует его как принадлежащего к царству
духа, наука же исследует человека как принадлежащего к царству природы, т. е. вне человека, как объект.
Может показаться очень гордым и возвеличивающим достоинство человека учение о
том, что Божество в человеке приходит к самосознанию, что мировой
дух достигает своей вершины через философию, которая есть дело человека.
Этика есть познание
духа, а не познание природы, ей принадлежит лишь
то, что связано с духовной свободой, а не с природной необходимостью.
Если человек есть существо падшее и если пал он в силу присущей ему изначальной свободы,
то это значит, что он есть существо высокое, свободный
дух.
И вместе с
тем дух предполагает героическую борьбу с грехом.
Чем меньше
духа,
тем меньше страха.
Этика должна прежде всего вести духовную борьбу против
той окончательной социализации человека, которая подавляет свободу
духа и совести.
И парадокс тут в
том, что это сознание связано с пробуждением
духа, т. е. начала сверхсознательного, и с соответствующей ему этикой искупления.
«Если же вы
духом водитесь,
то вы не под законом».
Подлинное, бытийственное творчество всегда в
Духе, в
Духе Святом, ибо только в
Духе происходит
то соединение благодати и свободы, которое мы видим в творчестве.
По творческому горению
духа нельзя сравнивать христианства развитого и развернувшегося с первохристианством, нельзя сравнивать
тех, которые основали жизнь на пророчествах, с самими пророками.
Тут Ницше явно падает жертвой реакции против выродившегося, законнического христианства и против
той дурной духовности, которая, в сущности, всегда была угашением
духа.
Он пошел дальше, он начал утверждать, что
дух несовместим с творчеством, в
то время как
дух есть единственный источник творчества.
Когда человек сознал себя свободным и творческим
духом, он
тем самым поставил разрешение трагических конфликтов жизни в зависимость от своей свободы и своего творчества, а не от отвлеченного принятия однообразного, общеобязательного закона.
Если человек дурен, если он не Божьего
духа,
то никакие высшие цели не сделают его лучшим, и он всегда будет применять дурные средства и забывать для них о целях.
То, что можно было бы назвать соборной церковной совестью, в которой восприятие правды и суждение о неправде совершается какой-либо коллективной, а не индивидуальной совестью, совсем не означает, что человеческая совесть, прежде чем предстоять в чистоте перед Богом, сочетается с совестью других людей и мира, но означает духовно-имманентное несение в своей совести общей судьбы со своими братьями по
духу.
Все оказывается отнесенным к
той страсти, которой одержим человек и которая лишила его свободы
духа.
Личность онтологически социальна, и
та частичная десоциализация ее, которая есть освобождение от гнета социальной обыденности, есть путь осуществления ее космического и социального призвания из свободы
духа.
Но беда в
том, что сами социалисты в большинстве случаев ценности свободы, личности и
духа не признают.
В социальной обыденности торжествует
дух, противоположный христианской молитве о
том, чтобы нам была дана память о смерти.
Неверность же идеалистического учения о бессмертии в
том, что это духовное, идеальное, ценностное начало не образует личности на вечность, не преображает всех сил человека для вечности, а отделяется от человека, отвлекается в идеальное небо, образует безличный и бесчеловечный
дух и предает человека, человеческую личность тлению и смерти.
Если бы жизнь человека целиком была взята в
дух и претворена в духовную жизнь, если бы духовное начало окончательно овладело природной стихией, душевной и телесной,
то смерти как натурального факта совсем не наступило бы,
то совершился бы переход в вечность без
того события, которое мы извне воспринимаем как смерть.
Активный
дух, непосредственно и изнутри переживающий свою неистребимость и вечность, может не только не бояться смерти, но может желать ее и завидовать
тем, которые не верят в бессмертие и убеждены, что со смертью все кончается.
Если бы люди были нравственно более чуткими,
то все направление своей нравственной воли и своего
духа они направили бы на избавление от адских мук каждого существа, встреченного ими в жизни.
Если не стоять на точке зрения манихейского дуализма,
то дьявол есть высший
дух, божье творение и падение его объяснимо лишь меонической свободой.
Достоевский не может примириться ни с
тем раем, который еще не знает испытания свободы, не прошел еще через свободу, ни с
тем раем, который после всех испытаний будет организован принудительно, без свободы человеческого
духа.
Грехопадение есть и обнаружение и испытание свободы человека, уход из первоначального, досознательного натурального рая, не ведавшего еще свободы
духа, и вместе с
тем грехопадение есть утрата свободы, подчинение человека низшим природным стихиям.
Рай есть прекращение заботы, выход из
того мира, который описывает Гейдеггер, и обретение цельности
духа.
И вместе с
тем блаженство, райское состояние беспокоит нас как остановка движения
духа, как прекращение бесконечного стремления и искания, как самодовольство и равнодушие к горю других и к существованию ада.
Губернаторша произнесла несколько ласковым и лукавым голосом с приятным потряхиванием головы: «А, Павел Иванович, так вот как вы!..» В точности не могу передать слов губернаторши, но было сказано что-то исполненное большой любезности, в том духе, в котором изъясняются дамы и кавалеры в повестях наших светских писателей, охотников описывать гостиные и похвалиться знанием высшего тона, в
духе того, что «неужели овладели так вашим сердцем, что в нем нет более ни места, ни самого тесного уголка для безжалостно позабытых вами».
На вопрос Степана о том, за что его ссылали, Чуев объяснил ему, что его ссылали за истинную веру Христову, за то, что обманщики-попы
духа тех людей не могут слышать, которые живут по Евангелию и их обличают. Когда же Степан спросил Чуева, в чем евангельский закон, Чуев разъяснил ему, что евангельский закон в том, чтобы не молиться рукотворенньм богам, а поклоняться в духе и истине. И рассказал, как они эту настоящую веру от безногого портного узнали на дележке земли.
Неточные совпадения
Но так как он все-таки был сыном XVIII века,
то в болтовне его нередко прорывался
дух исследования, который мог бы дать очень горькие плоды, если б он не был в значительной степени смягчен
духом легкомыслия.
Был, после начала возмущения, день седьмый. Глуповцы торжествовали. Но несмотря на
то что внутренние враги были побеждены и польская интрига посрамлена, атаманам-молодцам было как-то не по себе, так как о новом градоначальнике все еще не было ни слуху ни
духу. Они слонялись по городу, словно отравленные мухи, и не смели ни за какое дело приняться, потому что не знали, как-то понравятся ихние недавние затеи новому начальнику.
Все в ней было полно какого-то скромного и в
то же время не безрасчетного изящества, начиная от
духов violettes de Parmes, [Пармские фиалки (франц.).] которым опрыскан был ее платок, и кончая щегольскою перчаткой, обтягивавшей ее маленькую, аристократическую ручку.
Человеческая жизнь — сновидение, говорят философы-спиритуалисты, [Спиритуали́зм — реакционное идеалистическое учение, признающее истинной реальностью
дух, а не материю.] и если б они были вполне логичны,
то прибавили бы: и история — тоже сновидение.
Даже энергическая езда на почтовых — и
та неизбежно должна была оказывать известную долю влияния, укрепляя обывательский
дух примерами лошадиной бодрости и нестомчивости.