Неточные совпадения
И все дело тут в том, что критика познания, рефлексия разума над
самим собой есть жизненный опыт, а не отвлеченная теория, за которую она
себя выдает.
Сколько бы познание ни противополагало
себя жизни и ни сомневалось в возможности познать жизнь, оно
само изначала
есть жизнь, порождено жизнью и отражает судьбы жизни.
Но это не значит, что философия автономна в том смысле, что она
есть замкнутая, самодовлеющая, питающаяся из
себя самой сфера.
И потому она не может
быть только нормативной, ибо норма
сама по
себе бессильна.
Акт познавательный и акт художественный
сам по
себе не
есть акт нравственный.
Страх человека перед Богом
есть страх человека перед
самим собой, перед разверзающейся в нем бездной небытия…
Человек
есть великая загадка для
самого себя, потому что он свидетельствует о существовании высшего мира.
Человек
есть существо, недовольное
самим собою и способное
себя перерастать.
В человеке
есть трагический конфликт не только с миром, но и с
самим собой.
Но человек
есть также существо, гуманизирующее идею Бога и этим гуманизирующее
самого себя.
Человек
есть посредник между Богом и
самим собой.
Но понимать это нельзя так, что личность
сама по
себе не
есть ценность, а
есть лишь средство для ценностей сверхличных.
Сознание
есть интуитивный акт человеческого «я» относительно
самого себя, после которого пережитое входит в память, и вместе с тем различение «я» от «не я», от окружающего мира.
Основное печальное открытие, которое сделали современная психология и психопатология,
есть открытие непрямоты и неправдивости человека не только в отношении других, но и в отношении к
самому себе.
То раскрытие ценностей человеческой индивидуальности и ценности
самой этой индивидуальности, которое ставит своей задачей этика творчества,
есть вместе с тем освобождение от нестерпимого страха личности за
себя и за свою судьбу, страха, порождающего идолопоклонство и суеверия.
Не имеющие воображения думают, что никакой лучшей жизни не может
быть и не должно
быть, а
есть лишь неизменный порядок жизни, в котором должен осуществляться закон,
сам по
себе неизменный.
Если бы жизнь исчерпывалась законническими категориями, то трагизма не
было бы, ибо борьба доброго и злого может
быть очень мучительна, но
сама по
себе не
есть трагедия.
Будь прежде всего правдив перед Богом, перед
самим собой и перед людьми.
Фанатизм
есть любопытное явление перерождения человеческой психики и злого перерождения под влиянием мотивов, которые
сами по
себе не могут
быть названы злыми и связаны с бескорыстным увлечением идеей или каким-нибудь верованием.
Страх
есть основа греховной жизни, и он проникает в
самые высшие духовные сферы, он заражает
собой религиозную и нравственную жизнь.
То, что называется развратом,
есть продукт сознания, бессознательное
само по
себе не знает разврата.
Создание фантасмагорического мира
есть также ослабление и уничтожение правдивости, прежде всего правдивости в отношении к
самому себе.
Рост экономической производительности, увеличение власти человека над стихийными силами природы и умножение хозяйственных ценностей
есть само по
себе благо и источник жизни.
Если христианство не
будет осуществлять социальной правды на том основании, что греховность человеческой природы делает ее неосуществимой, то
сам грех возьмет на
себя осуществление этой социальной правды и
будет се искажать и извращать.
Это
есть самая интимная и индивидуальная сторона человеческой личности, которую личность не хочет открыть перед другими, а иногда скрывает и перед
собой.
Вечная гибель личности и
есть ее пребывание в
себе самой, ее нерастворимость, ее абсолютное одиночество.
Сознание
само по
себе не
есть еще достижение цельности личности.
Радикальное нравственное изменение может
быть лишь изменением отношений к
самим «злым», к обреченным, в желании спасения и для них, т. е. в принятии на
себя и судьбы «злых», разделении их судьбы.
Явление Христа и
есть спасение от ада, который человек уготовляет
самому себе.
В мире духовном нельзя мыслить дьявола внеположным душе человеческой, он ей имманентен, он
есть ее обреченность
самой себе.
— Ты делай свое, а их оставь. Всяк сам себе. Бог знает, кого казнить, кого миловать, а не мы знаем, — проговорил старик. —
Будь сам себе начальником, тогда и начальников не нужно. Ступай, ступай, — прибавил он, сердито хмурясь и блестя глазами на медлившего в камере Нехлюдова. — Нагляделся, как антихристовы слуги людьми вшей кормят. Ступай, ступай!
— Это она второй раз запивает, — когда Михайле выпало в солдаты идти — она тоже запила. И уговорила меня, дура старая, купить ему рекрутскую квитанцию. Может, он в солдатах-то другим стал бы… Эх вы-и… А я скоро помру. Значит — останешься ты один, сам про себя — весь тут, своей жизни добытчик — понял? Ну, вот. Учись
быть самому себе работником, а другим — не поддавайся! Живи тихонько, спокойненько, а — упрямо! Слушай всех, а делай как тебе лучше…
Неточные совпадения
Хлестаков. Ты растолкуй ему сурьезно, что мне нужно
есть. Деньги
сами собою… Он думает, что, как ему, мужику, ничего, если не
поесть день, так и другим тоже. Вот новости!
Почтмейстер. Нет, о петербургском ничего нет, а о костромских и саратовских много говорится. Жаль, однако ж, что вы не читаете писем:
есть прекрасные места. Вот недавно один поручик пишет к приятелю и описал бал в
самом игривом… очень, очень хорошо: «Жизнь моя, милый друг, течет, говорит, в эмпиреях: барышень много, музыка играет, штандарт скачет…» — с большим, с большим чувством описал. Я нарочно оставил его у
себя. Хотите, прочту?
По осени у старого // Какая-то глубокая // На шее рана сделалась, // Он трудно умирал: // Сто дней не
ел; хирел да сох, //
Сам над
собой подтрунивал: // — Не правда ли, Матренушка, // На комара корёжского // Костлявый я похож?
— Не знаю я, Матренушка. // Покамест тягу страшную // Поднять-то поднял он, // Да в землю
сам ушел по грудь // С натуги! По лицу его // Не слезы — кровь течет! // Не знаю, не придумаю, // Что
будет? Богу ведомо! // А про
себя скажу: // Как выли вьюги зимние, // Как ныли кости старые, // Лежал я на печи; // Полеживал, подумывал: // Куда ты, сила, делася? // На что ты пригодилася? — // Под розгами, под палками // По мелочам ушла!
Стародум(целуя
сам ее руки). Она в твоей душе. Благодарю Бога, что в
самой тебе нахожу твердое основание твоего счастия. Оно не
будет зависеть ни от знатности, ни от богатства. Все это прийти к тебе может; однако для тебя
есть счастье всего этого больше. Это то, чтоб чувствовать
себя достойною всех благ, которыми ты можешь наслаждаться…