Цитаты со словом «оценка»
Невозможно установить ценность как предмет познания, если не произвести
оценки, т. е. не совершить творческого духовного акта.
Теоретический и практический разум в этом нераздельны, познание ценности неотделимо от
оценки, от жизни в мире ценностей.
Нравственная жизнь всегда предполагает свободу, нравственная
оценка всегда стоит перед свободой.
Кто испытывает страх перед традиционными нравственными понятиями и
оценками, всегда имеющими социальный источник, тот не способен к этическому познанию, ибо этическое познание есть нравственное творчество.
Этика не есть кодификация традиционных нравственных норм и
оценок.
Этика есть дерзновение в творческих
оценках.
Тоска по Богу в человеческой душе и есть тоска от невозможности остаться навеки с различением добра и зла, со смертельной горечью
оценки.
Центральное значение этики в философском понимании связано с тем, что она имеет дело с грехом, с возникновением добра и зла, с возникновением различения и
оценки.
Но различение и
оценка имеют универсальное значение.
Этика есть учение о различении,
оценке и смысле, т. е. к ней, в сущности, относится весь мир, в котором совершается различение, делается оценка и ищется смысл.
Этика объемлет все, что связано с свободой человека, т. е. из свободы производимым различением и
оценкой.
Основной вопрос этики — вопрос о критерии добра и зла, о генеалогии морали, в возникновении различения и
оценки.
Но поставив вопрос о том, является ли «добро» добром, я не выхожу из «да» и «нет», из различения и
оценки.
Но это есть
оценка «добра» и различение его от того, что я этому «добру» противопоставляю, что «по ту сторону» этого «добра» и этого «зла».
И тот готтентот, который на вопрос, что такое добро и что такое зло, ответил: «Добро, когда я украду чужую жену, зло же, когда у меня украдут жену», совсем не находился по ту сторону добра и зла, по ту сторону различения и
оценки.
Даже когда вы говорите, что различение и
оценка есть что-то дурное и злое, вы целиком находитесь в ее власти.
Мы достигнем более существенного и более глубокого результата, когда поймем, что наши
оценки по критерию добра и зла носят символический, а не бытийственный характер.
Наша этика символична, символичны все ее различения и
оценки.
Самый факт нравственной жизни с ее различениями и
оценками предполагает свободу.
Социальная этика XIX и XX веков, которая в жизни общества видит источник нравственных различений и
оценок и утверждает социальный характер добра и зла, совершенно явно вращается в порочном кругу.
Если бы был доказан социальный генезис различения между добром и злом, то этим нисколько не решался бы и даже не затрагивался бы вопрос об этической
оценке.
Этическая
оценка неизбежно предполагает этический реализм, предполагает, что добро есть, а не только мыслится мной.
Общество само требует нравственной
оценки и предполагает различие добра и зла, не из общества почерпнутое.
Социология, которая отрицает, что человек есть духовное существо и что из духовного мира он черпает свои
оценки, есть не наука, а ложная философия, даже ложная религия.
Человек может производить
оценки, может видеть истину, добро, красоту лишь как существо, возвышающееся над потоком природно-исторической и душевной жизни.
Биологическая философия жизни пытается установить критерий добра и зла, основать
оценки на принципе максимума «жизни».
«Жизнь» есть негодный критерий
оценки вследствие своего всеобъемлющего и многозначного характера.
В самой жизни необходимо делать качественные различения и устанавливать
оценки.
Но эти различения и эти
оценки невозможно сделать на основании критерия максимума жизни, который ведь чисто количественный, а не качественный.
Как сделать это различение и
оценку?
Оценка с точки зрения смысла всегда предполагает возвышение над тем, что оценивается.
Философская этика должна заниматься не только исследованием различений и
оценок по сю сторону добра и зла, но и возникновением различений добра и зла и оценок.
Рай и есть то состояние бытия, в котором нет различения и
оценки.
Торжество «добра», основанное на различении и
оценке, совсем не есть рай и не есть Царство Божье.
Когда я познаю добро и зло, делаю различение и
оценку, я теряю невинность и целостность, я отпадаю от Бога и изгоняюсь из рая.
Производимые сознанием различения и
оценки всегда причиняют боль и страдание.
В генезисе духа есть три стадии — первоначальная стихия, райская целостность, целостность досознательная, не испытавшая свободы и рефлексии; раздвоение, рефлексия,
оценка, свобода избрания; и целостность и полнота после свободы, рефлексии и оценки, сверхсознательная целостность и полнота.
Стихийность, страстность, природная сила есть Ungrund, есть свобода до сознания, до разума, до добра и истины, до
оценки и выбора.
В последнюю же целостность и полноту входит весь пережитый опыт, опыт о добре и зле, опыт раздвоения и
оценки, опыт боли и страдания.
Генезис добра и зла, генезис различения и
оценки вкоренен в миф, и основой этики может быть лишь мифологическая основа.
Лишь сознание с его раздвоением, рефлексией,
оценкой, с его болью и несчастьем, лишь несчастное сознание находится по сю сторону добра и зла.
Именно потому, что мы несем в себе первородный грех и живем в падшем мире, обреченном вращаться в категориях добра и зла, в различениях и
оценках, мысль наша вращается в непреодолимых парадоксах.
Генезис духа, генезис сознания, различение и
оценка вызывает страх, ужас, страх безотчетный и беспричинный, страх перед тайной божественной жизни, от которой человек отпал.
Социализация этики означает тиранию общества и общественного мнения над духовной жизнью личности и над свободой ее нравственной
оценки.
Общество подлежит нравственной
оценке, но оно не может быть источником нравственной оценки.
Философская этика в отличие от социологии изучает не нравы, не нравственные мнения и обычаи, но само добро и зло, самые первоначальные
оценки и ценности.
Когда Вестермарк говорит, что нравственные эмоции возникли из ressentiment, он высказывает интересную социально-психологическую мысль, которая находит себе подтверждение в современной психопатологии, но это не имеет никакого отношения к проблеме добра и зла, возникновению нравственного различения и
оценки.
Социология вращается вокруг человеческих мнений и
оценок, но ничего не знает о той первореальности, вокруг которой люди оценивают, выражают мнения и суждения.
При этом сам Маркс произносит нравственные
оценки и суд.
Маркс наивно пользуется категориями добра и зла, но в его сознании не возникает вопроса о добре и зле, о их генезисе, генезисе самого добра и зла, а не человеческих мнений о добре и зле, об источнике
оценок, о ценностях, самих ценностях.
Цитаты из русской классики со словом «оценка»
Очень важно в практическом отношении, чтобы
оценка пищевых порционов какой-либо группы населения начиналась не с количественного, а качественного их анализа, и при этом изучались бы естественные и бытовые условия, при которых эта группа живет; без строгой же индивидуализации решение вопроса будет односторонне и убедительно, пожалуй, для одних только формалистов.
В наших суждениях о людях приписывание им духовности означает положительную
оценку, узрение в них высшего качества.
Мережковский; он имеет несомненные заслуги в
оценке Достоевского и Л. Толстого, которых неспособна была оценить традиционная публицистическая критика.
За годы окончательной выработки моего философского миросозерцания у меня очень выросла
оценка науки и критической философской мысли и увеличилась антипатия к лжемистическим настроениям в сферах, к которым мистика не применима.
Самгин привык быстро составлять для себя измерения, характеристики,
оценки людей по их склонностям, насколько склонности выражались в словах, людей этих он разделил на организаторов и дезорганизаторов.
Ассоциации к слову «оценка»
Синонимы к слову «оценка»
Предложения со словом «оценка»
- Третий раздел даёт оценку результатам нашей деятельности и рассказывает о методах сохранения удовлетворённости.
- Так, в начале 1992 г. высокую оценку получали фармацевтические компании.
- Экзамены и все эти хорошие оценки дают университету или работодателю возможность быстро узнать о вас то, что им нужно.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «оценка»
Афоризмы русских писателей со словом «оценка»
- При оценке любой партии важны не одни конечные цели, но и средства и пути их достижения… Хорошие, правильные средства, основанные на хороших началах, возвышающие человека, могут сами по себе привести к хорошим целям, а одни цели, без правильных средств, — остаются в лучшем случае в воздухе.
- Природа слепа и лишена способности оценок. Она бьет без разбора.
- Искусство удивляется, наука сомневается; искусство радуется или негодует; наука холодно разлагается на составные части. Наука дает закон и управление жизнью, искусство дает радость жизни, оценку, качество.
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно