Неточные совпадения
Это раздвоение и поляризация человеческой природы, это трагическое движение, идущее в самую духовную глубину, в самые последние пласты, не связано ли у Достоевского с
тем, что он призван был в конце новой истории, у порога какой-то новой мировой эпохи раскрыть в человеке борьбу начал Богочеловеческих и человекобожеских, Христовых и антихристовых, неведомую прежним эпохам, в которых
зло являлось в более элементарной и простой форме?
Но нужны ли, дороги ли Богу
те, которые придут к Нему не путем свободы, не опытным узнанием всей пагубности
зла?
Тот мир, который сотворил бы бунтующий «Эвклидов ум» Ивана Карамазова, в отличие от Божьего мира, полного
зла и страдания, был бы добрый и счастливый мир.
С
темой о свободе связана у Достоевского
тема о
зле и преступлении.
Но отвергнуть свободу на
том основании, что она может породить
зло, значит породить
зло еще большее.
Этот странный интерес к преступлению и наказанию определяется
тем, что вся духовная природа Достоевского восставала против внешнего объяснения
зла и преступления из социальной среды и отрицания на этом основании наказания.
Если человек есть лишь пассивный рефлекс внешней социальной среды, если он не ответственное существо,
то нет человека и нет Бога, нет свободы, нет
зла и нет добра.
Человек сам не может примириться с
тем, что он не ответствен за
зло и преступление, что он не свободное существо, не дух, а отражение социальной среды.
Зло есть знак
того, что есть внутренняя глубина в человеке.
И все-таки нужно признать, что нет писателя, который так могущественно бы боролся со
злом и
тьмой, как Достоевский.
Законническая мораль катехизиса не может быть ответом на муку
тех его героев, которые вступили на путь
зла.
Но когда
тот, кто идет путем
зла, кто переживает опыт
зла, начинает думать, что
зло его обогащает, что
зло есть лишь момент добра, момент его восхождения, он падает еще ниже, разлагается и погибает, отрезает себе путь к обогащению и восхождению.
Может ли необыкновенный человек, призванный послужить человечеству, убить самое ничтожное и самое безобразное человеческое существо, отвратительную старушонку-процентщицу, которая ничего, кроме
зла, не причиняет людям, для
того чтобы этим открыть себе путь в будущем к облагодетельствованию человечества.
Отрицание бессмертия есть отрицание
того, что существует добро и
зло.
Те, которые в своем человеческом своеволии и человеческом самоутверждении претендовали жалеть и любить человека более, чем его жалеет и любит Бог, которые отвергли Божий мир, возвратили билет свой Богу и хотели сами создать лучший мир, без страданий и
зла, с роковой неизбежностью приходят к царству шигалевщины.
Революция — аморальна по своей природе, она становится по
ту сторону добра и
зла.
«
То диво, что такая мысль — мысль о необходимости Бога — могла залезть в голову такому дикому и
злому животному, каков человек, до
того она свята, до
того трогательна, до
того премудра и до
того делает честь человеку».
— Простить я не могу, и не хочу, и считаю несправедливым. Я для этой женщины сделал всё, и она затоптала всё в грязь, которая ей свойственна. Я не злой человек, я никогда никого не ненавидел, но ее я ненавижу всеми силами души и не могу даже простить ее, потому что слишком ненавижу за всё
то зло, которое она сделала мне! — проговорил он со слезами злобы в голосе.
— Но культура эта, недоступная мужику, только озлобляла его, конечно, хотя мужик тут — хороший, умный мужик, я его насквозь знаю, восемь лет работал здесь. Мужик, он — таков: чем умнее,
тем злее! Это — правило жизни его.
Неточные совпадения
А есть еще губитель-тать // Четвертый,
злей татарина, // Так
тот и не поделится, // Все слопает один!
Имею повеление объехать здешний округ; а притом, из собственного подвига сердца моего, не оставляю замечать
тех злонравных невежд, которые, имея над людьми своими полную власть, употребляют ее во
зло бесчеловечно.
Стародум. Дурное расположение людей, не достойных почтения, не должно быть огорчительно. Знай, что
зла никогда не желают
тем, кого презирают; а обыкновенно желают
зла тем, кто имеет право презирать. Люди не одному богатству, не одной знатности завидуют: и добродетель также своих завистников имеет.
Софья. Все мое старание употреблю заслужить доброе мнение людей достойных. Да как мне избежать, чтоб
те, которые увидят, как от них я удаляюсь, не стали на меня злобиться? Не можно ль, дядюшка, найти такое средство, чтоб мне никто на свете
зла не пожелал?
Громада разошлась спокойно, но бригадир крепко задумался. Видит и сам, что Аленка всему
злу заводчица, а расстаться с ней не может. Послал за батюшкой, думая в беседе с ним найти утешение, но
тот еще больше обеспокоил, рассказавши историю об Ахаве и Иезавели.