Достоевский как явление духа обозначает поворот внутрь, к духовной
глубине человека, к духовному опыту, возвращение человеку его собственной духовной глубины, прорыв через замкнутую «материальную» и «психологическую» действительность.
И вот в катастрофах и потрясениях, почуяв зов духовной глубины, народы Западной Европы с большим пониманием и большей внутренней потребностью подойдут к тому русскому и мировому гению, который был открывателем духовной
глубины человека и который предвидел неизбежность катастроф в мире.
Неточные совпадения
Но
человек берется не в плоскостном измерении гуманизма, а в измерении
глубины, во вновь раскрывающемся духовном мире.
Особенность его гения была такова, что ему удалось до
глубины поведать в своем творчестве о собственной судьбе, которая есть вместе с тем мировая судьба
человека.
Достоевский открывает новый духовный мир, он возвращает
человеку его духовную
глубину.
Эта духовная
глубина была отнята у
человека и отброшена в трансцендентную даль, в недосягаемую для него высь.
Бог и дьявол, небо и ад раскрываются не в
глубинах человеческого духа, не в бездонности духовного опыта, а даны
человеку, обладают реальностью, подобной реальностям предметного материального мира.
Это гуманистическое миросозерцание обращено к душевному миру
человека, а не к миру духовному, не к последней духовной
глубине.
Человек стал двухмерным, плоскостным существом, он лишен был измерения
глубины.
Бездна разверзлась в
глубине самого
человека, и там снова открылся Бог и дьявол, небо и ад.
Там вновь откроются
человеку и Бог и небо, а не только дьявол и ад, но не как объективный порядок, данный
человеку извне, а как встреча с последней
глубиной человеческого духа, как изнутри открывающиеся реальности.
Духовная жизнь возвращается
человеку, но из
глубины, изнутри, через тьму, через чистилище и ад.
Природа
человека антиномична и полярна до самой
глубины.
Это раздвоение и поляризация человеческой природы, это трагическое движение, идущее в самую духовную
глубину, в самые последние пласты, не связано ли у Достоевского с тем, что он призван был в конце новой истории, у порога какой-то новой мировой эпохи раскрыть в
человеке борьбу начал Богочеловеческих и человекобожеских, Христовых и антихристовых, неведомую прежним эпохам, в которых зло являлось в более элементарной и простой форме?
Человек в своей огненной полярности и динамичности остается у него до самой
глубины,
человек неистребим.
Достоевский хочет идти до самой
глубины божественной жизни вместе с
человеком.
Человек принадлежит
глубине вечности.
И Достоевский исследует до
глубины эти пути, эти пути облегчения и устроения
человека без свободы его духа.
И каждый
человек в христианском мире должен повторить слова Петра из
глубины своего свободного духа, своей свободной совести.
Наказание подстерегает
человека в самой
глубине его собственной природы.
Этого требует не внешний закон, а самая
глубина свободной совести
человека.
Зло есть знак того, что есть внутренняя
глубина в
человеке.
Если существует
человек, человеческая личность в измерении
глубины, то зло имеет внутренний источник, оно не может быть результатом случайных условий внешней среды.
Но он сказал: «Зачем живет такой
человек?» И этим он совершил отцеубийство в
глубине своего духа.
И глубока у него была только постановка темы, что женщина — судьба
человека, Но он сам оставался разъединенным с женской природой и познал до
глубины лишь раздвоение.
Он ведь производил эксперименты над человеческой природой и хотел исследовать
глубину ее, поставив
человека в исключительные условия.
Он прозревает судьбу всех окружающих
людей, прозревает самую
глубину любимых им женщин.
Достоевский до
глубины исследует путь, влекущий
человека к революции, вскрывает его роковую внутреннюю диалектику.
Достоевский был до
глубины русский
человек и русский писатель.
Ибо
глубина каждого русского
человека есть народная
глубина.
Глубину христианства Достоевского нужно искать прежде всего в его отношении к
человеку и человеческой судьбе.
Духовная
глубина возвращается
человеку.
Там, в духовной
глубине, исчезал образ
человека, исчезал в Божестве.
У Достоевского и в самой последней
глубине остается образ
человека.
Неточные совпадения
Вронский защищал Михайлова, но в
глубине души он верил этому, потому что, по его понятию,
человек другого, низшего мира должен был завидовать.
Но в
глубине своей души, чем старше он становился и чем ближе узнавал своего брата, тем чаще и чаще ему приходило в голову, что эта способность деятельности для общего блага, которой он чувствовал себя совершенно лишенным, может быть и не есть качество, а, напротив, недостаток чего-то — не недостаток добрых, честных, благородных желаний и вкусов, но недостаток силы жизни, того, что называют сердцем, того стремления, которое заставляет
человека из всех бесчисленных представляющихся путей жизни выбрать один и желать этого одного.
— Картина ваша очень подвинулась с тех пор, как я последний раз видел ее. И как тогда, так и теперь меня необыкновенно поражает фигура Пилата. Так понимаешь этого
человека, доброго, славного малого, но чиновника до
глубины души, который не ведает, что творит. Но мне кажется…
Это он знал твердо и знал уже давно, с тех пор как начал писать ее; но суждения
людей, какие бы они ни были, имели для него всё-таки огромную важность и до
глубины души волновали его.
Алексей Александрович, так же как и Лидия Ивановна и другие
люди, разделявшие их воззрения, был вовсе лишен
глубины воображения, той душевной способности, благодаря которой представления, вызываемые воображением, становятся так действительны, что требуют соответствия с другими представлениями и с действительностью.