Неточные совпадения
В XVII веке произошло одно из самых важных событий
русской истории — религиозный
раскол старообрядчества.
Ошибочно думать, что религиозный
раскол был вызван исключительно обрядоверием
русского народа, что в нем борьба шла исключительно по поводу двуперстного и трехперстного знамения креста и мелочей богослужебного обряда.
Раскол делается характерным для
русской жизни явлением.
Переворот же Петра, усилив
русское государство, толкнув Россию на путь западного и мирового просвещения, усилил
раскол между народом и верхним культурным и правящим слоем.
В своем
расколе с современностью, в своем протесте против неправд
русской жизни
русские культурные люди пробовали обратиться к католичеству и в нем искать спасения.
Русское народничество есть порождение
раскола Петровской эпохи.
Аффект страха стал преобладающим в правящем слое, да он и всегда был преобладающий у
русской власти вследствие
раскола русской жизни и неорганического характера
русского государства.
Раскол, раздвоение этого века довели
русское творчество до величайшего напряжения.
Русская литература и
русская мысль свидетельствуют о том, что в императорской России не было единой целостной культуры, что был разрыв между культурным слоем и народом, что старый режим не имел моральной опоры. Культурных консервативных идей и сил в России не было. Все мечтали о преодолении
раскола и разрыва в той или иной форме коллективизма. Все шло к революции.
Это был новый
раскол, которыми так богата история
русской интеллигенции.
Между верхним и нижним этажом
русской культуры не было почти ничего общего, был полный
раскол.
Раскол русской социал-демократии на большевиков и меньшевиков начался с происходившего в Лондоне в 1903 году съезда социал-демократической партии.
Но очень характерно для
раскола русской культуры, что и большевики, и меньшевики, и все деятели революционного социального движения вдохновлялись совсем не теми идеями, которые господствовали в верхнем слое
русской культуры, им была чужда
русская философия, их не интересовали вопросы духа, они оставались материалистами или позитивистами.
Это определилось древним
расколом русской истории, вековым
расколом интеллигенции и народа, а также бессовестной демагогией, через которую победили
русские коммунисты.
Твердое и неизменное убеждение, что
русский раскол не имеет противоправительственных «политических» идей, получено мною не из книг и даже не от Павла Ив.
В последнее время и за границей появлялись некоторые сочинения о
русском расколе. Кроме лондонского «Сборника о раскольниках» г. Кельсиева (на русском языке), особенно замечательны: на немецком — барона Гакстгаузена (в его «Путешествии по России»), на английском — графа Красинского (о протестантизме у славян) и на французском — неизвестного автора, но по всему видно, что русского чиновника, «Le Raskol»…
Неточные совпадения
— Да, избили меня. Вешают-то у нас как усердно? Освирепели, свиньи. Я тоже почти с вешалки соскочил. Даже — с боем, конвойный хотел шашкой
расколоть. Теперь вот отдыхаю, прислушиваюсь, присматриваюсь.
Русских здесь накапливается не мало. Разговаривают на все лады: одни — каются, другие — заикаются, вообще — развлекаются.
Именно отсюда, из этого
раскола возникают качества, характерные для
русской интеллигенции: шаткость, непрочность ее принципов, обилие разноречий, быстрая смена верований.
— Надо. Отцы жертвовали на церкви, дети — на революцию. Прыжок — головоломный, но… что же, брат, делать? Жизнь верхней корочки несъедобного каравая, именуемого Россией, можно озаглавить так: «История головоломных прыжков
русской интеллигенции». Ведь это только господа патентованные историки обязаны специальностью своей доказывать, что существуют некие преемственность, последовательность и другие ведьмы, а — какая у нас преемственность? Прыгай,
коли не хочешь задохнуться.
Швед,
русский —
колет, рубит, режет.
Это было в нашем
расколе, в мистическом сектантстве и у такого
русского национального гения, как Достоевский, и этим окрашены наши религиозно-философские искания.