Неточные совпадения
Анархизм столь же характерное порождение
русского духа, как и нигилизм, как и народничество. Это один из полюсов в душевной структуре
русского народа.
Русский народ — народ государственный, он покорно согласен быть материалом для создания великого мирового государства, и он же склонен к бунту, к вольнице, к анархии.
Русская дионисическая
стихия — анархична. Стенька Разин и Пугачев — характерно
русские фигуры и память о них сохранилась в народе.
Он идеализирует разбойную, разиновскую, пугачевскую
стихию в
русском народе.
Пушкин чувствовал бунтарскую
стихию в
русском народе и предвидел возможность «
русского бунта, бессмысленного и беспощадного». И в наиболее гармоническом Пушкине нельзя найти полной гармонии, и он чувствовал нездоровость, разорванность и неправду императорской России.
Третий великий
русский поэт, Тютчев, имел скорее консервативное миросозерцание, чем революционное. Но он все время чувствовал, что на мир надвигается страшная революция. В странном контрасте со своим консервативно-славянофильским миросозерцанием Тютчев остро чувствовал в мире хаотическую, иррациональную, темную, ночную
стихию. Наброшенный на мир покров гармонии и порядка в аполлонических формах представлялся ему непрочным и тонким.
Для народного сознания большевизм был
русской народной революцией, разливом буйной, народной
стихии, коммунизм же пришел от инородцев, он западный, не
русский, и он наложил на революционную народную
стихию гнет деспотической организации, выражаясь по ученому, он рационализировал иррациональное.
Народные массы были дисциплинированы и организованы в
стихии русской революции через коммунистическую идею, через коммунистическую символику.
Неточные совпадения
— «Толстой законченное выражение
русской, деревенской
стихии».
Настоящий консерватизм, настоящая церковность содрогаются от власти темной
стихии над
русским государством и
русской церковью.
Мессианизм
русский, если выделить в нем
стихию чисто мессианскую, по преимуществу апокалиптический, обращенный к явлению Христа Грядущего и его антипода — антихриста.
Русские все еще не поднялись до того сознания, что в живой, творческой мысли есть свет, преображающий
стихию, пронизывающий тьму.
Для
русского мессианизма нужен мужественный дух, без него опять и опять будет провал в эту пленительную и затягивающую первородную
стихию русской земли, которая ждет своего просветления и оформления.