Цитаты со словосочетанием «русская душа»
Противоречивость
русской души определялась сложностью русской исторической судьбы, столкновением и противоборством в ней восточного и западного элемента.
Необъятность русской земли, отсутствие границ и пределов выразились в строении
русской души.
Пейзаж
русской души соответствует пейзажу русской земли, та же безграничность, бесформенность, устремленность в бесконечность, широта.
Религиозная формация
русской души выработала некоторые устойчивые свойства: догматизм, аскетизм, способность нести страдания и жертвы во имя своей веры, какова бы она ни была, устремленность к трансцендентному, которое относится то к вечности, к иному миру, то к будущему, к этому миру.
Религиозная энергия
русской души обладает способностью переключаться и направляться к целям, которые не являются уже религиозными, напр., к социальным целям.
Это есть недостаток, приводящий к смещениям и подменам, но это также достоинство и указует на религиозную целостность
русской души.
Русская душа стремится к целостности, она не мирится с разделением всего по категориям, она стремится к Абсолютному и все хочет подчинить Абсолютному, и это религиозная в ней черта.
Именно
русской душе свойственно переключение религиозной энергии на нерелигиозные предметы, на относительную и частную сферу науки или социальной жизни.
Французские идеи преломились в
русской душе прежде всего как сострадательность и человеколюбие.
Начало XIX века было эпохой разрыхления
русской души.
Русская душа готовилась к XIX веку, но не было целостности и единства в русской жизни.
Он явился результатом переработки
русской душой влияний немецкого романтизма и идеализма.
От прикосновения Запада в
русской душе произошел настоящий переворот и переворот в совершенно ином направлении, чем путь западной цивилизации.
Влияние Запада на Россию было совершенно парадоксально, оно не привило
русской душе западные нормы.
Наоборот, это влияние раскрыло в
русской душе буйные, дионисические, динамические, а иногда и демонические силы.
Он воспользовался свойствами
русской души, во всем противоположной секуляризированному буржуазному обществу, ее религиозностью, ее догматизмом и максимализмом, ее исканием социальной правды и царства Божьего на земле, ее способностью к жертвам и к терпеливому несению страданий, но также к проявлениям грубости и жестокости, воспользовался русским мессианизмом, всегда остающимся, хотя бы в бессознательной форме, русской верой в особые пути России.
Русская душа не склонна к скептицизму и ей менее всего соответствует скептический либерализм.
Но и тут сказались особенности
русской души, народные верования получили новое направление.
Неточные совпадения
Душа русского народа была формирована православной церковью, она получила чисто религиозную формацию.
Но в
душе русского народа остался сильный природный элемент, связанный с необъятностью
русской земли, с безграничностью
русской равнины.
В силу религиозно-догматического склада своей
души русские всегда ортодоксы или еретики, раскольники, они апокалиптики или нигилисты.
Структура
души остается та же,
русские интеллигенты революционеры унаследовали ее от раскольников XVII века.
В
душе русского народа происходила борьба Востока и Запада, и борьба эта продолжается в
русской революции.
Слова Радищева «
душа моя страданиями человеческими уязвлена была» конструировали тип
русской интеллигенции.
Русский нигилизм отрицал Бога, дух,
душу, нормы и высшие ценности.
Если допустить, что антирелигиозная пропаганда окончательно истребит следы христианства в
душах русских людей, если она уничтожит всякое религиозное чувство, то осуществление коммунизма сделается невозможным, ибо никто не пожелает нести жертвы, никто не будет уже понимать жизни как служение сверхличной цели, и окончательно победит тип шкурника, думающего только о своих интересах.
Но действовала на
душу русского народа, формировала эту
душу сокровенная духовная жизнь православия, а не внешняя, официальная церковность.
Он не понимает, что
русское православие, чуждое морализма, в конце концов внутренне воспитало и
души тех
русских людей, которые в сознании от него отошли, оно вызвало в
душе русского народа искание царства Божьего и правды Его, привило человечность и сострадательность, столь отразившиеся в
русской литературе.
Цитаты из русской классики со словосочетанием «русская душа»
Где же тот, кто бы на родном языке
русской души нашей умел бы нам сказать это всемогущее слово: вперед? кто, зная все силы, и свойства, и всю глубину нашей природы, одним чародейным мановеньем мог бы устремить на высокую жизнь русского человека? Какими словами, какой любовью заплатил бы ему благодарный русский человек. Но веки проходят за веками; полмиллиона сидней, увальней и байбаков дремлют непробудно, и редко рождается на Руси муж, умеющий произносить его, это всемогущее слово.
Татьяна (
русская душою, // Сама не зная почему) // С ее холодною красою // Любила русскую зиму, // На солнце иней в день морозный, // И сани, и зарею поздной // Сиянье розовых снегов, // И мглу крещенских вечеров. // По старине торжествовали // В их доме эти вечера: // Служанки со всего двора // Про барышень своих гадали // И им сулили каждый год // Мужьев военных и поход.
Нет, братцы, так любить, как
русская душа, — любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал Бог, что ни есть в тебе, а… — сказал Тарас, и махнул рукой, и потряс седою головою, и усом моргнул, и сказал: — Нет, так любить никто не может!
«Вот об этих русских женщинах Некрасов забыл написать. И никто не написал, как значительна их роль в деле воспитания
русской души, а может быть, они прививали народолюбие больше, чем книги людей, воспитанных ими, и более здоровое, — задумался он. — «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет», — это красиво, но полезнее войти в будничную жизнь вот так глубоко, как входят эти, простые, самоотверженно очищающие жизнь от пыли, сора».
Эти мещанские плоды европейской культуры вызывали негодование Герцена, отвращение К. Леонтьева, и для всякой характерно
русской души не сладостны эти плоды.
Неточные совпадения
Довольно демон ярости // Летал с мечом карающим // Над
русскою землей. // Довольно рабство тяжкое // Одни пути лукавые // Открытыми, влекущими // Держало на Руси! // Над Русью оживающей // Святая песня слышится, // То ангел милосердия, // Незримо пролетающий // Над нею,
души сильные // Зовет на честный путь.
Кто видывал, как слушает // Своих захожих странников // Крестьянская семья, // Поймет, что ни работою // Ни вечною заботою, // Ни игом рабства долгого, // Ни кабаком самим // Еще народу
русскому // Пределы не поставлены: // Пред ним широкий путь. // Когда изменят пахарю // Поля старозапашные, // Клочки в лесных окраинах // Он пробует пахать. // Работы тут достаточно. // Зато полоски новые // Дают без удобрения // Обильный урожай. // Такая почва добрая — //
Душа народа
русского… // О сеятель! приди!..
У столбика дорожного // Знакомый голос слышится, // Подходят наши странники // И видят: Веретенников // (Что башмачки козловые // Вавиле подарил) // Беседует с крестьянами. // Крестьяне открываются // Миляге по
душе: // Похвалит Павел песенку — // Пять раз споют, записывай! // Понравится пословица — // Пословицу пиши! // Позаписав достаточно, // Сказал им Веретенников: // «Умны крестьяне
русские, // Одно нехорошо, // Что пьют до одурения, // Во рвы, в канавы валятся — // Обидно поглядеть!»
Странное дело! оттого ли, что честолюбие уже так сильно было в них возбуждено; оттого ли, что в самых глазах необыкновенного наставника было что-то говорящее юноше: вперед! — это слово, производящее такие чудеса над
русским человеком, — то ли, другое ли, но юноша с самого начала искал только трудностей, алча действовать только там, где трудно, где нужно было показать бóльшую силу
души.
Самая полнота и средние лета Чичикова много повредят ему: полноты ни в каком случае не простят герою, и весьма многие дамы, отворотившись, скажут: «Фи, такой гадкий!» Увы! все это известно автору, и при всем том он не может взять в герои добродетельного человека, но… может быть, в сей же самой повести почуются иные, еще доселе не бранные струны, предстанет несметное богатство
русского духа, пройдет муж, одаренный божескими доблестями, или чудная
русская девица, какой не сыскать нигде в мире, со всей дивной красотой женской
души, вся из великодушного стремления и самоотвержения.
Ассоциации к слову «душа»
Синонимы к словосочетанию «русская душа»
Предложения со словосочетанием «русская душа»
- Можно сказать, именно в них скрывается тайна загадочной русской души!
- Бывшие фронтовики, близкие друг другу по духу, они написали вместе более тридцати песен, в которых отражена широта русской души.
- – Вот, учёные люди полюбили у нас недавно рассуждать о загадке русской души.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «русский»
Сочетаемость слова «душа»
Значение слова «русский»
РУ́ССКИЙ1 см. русские.
РУ́ССКИЙ2, -ая, -ое. 1. Принадлежащий русским (см. русские), созданный русскими, свойственный русским. Русский язык. Русская литература. Русская культура. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова РУССКИЙ
Значение слова «душа»
ДУША́, -и́, вин. ду́шу, мн. ду́ши, ж. 1. Внутренний психический мир человека, его переживания, настроения, чувства и т. п. Чужая душа потемки. Поговорка. Он наблюдает, изучает, улавливает эту эксцентрическую, загадочную натуру, понимает ее, постигает… (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ДУША
Афоризмы русских писателей со словом «русский»
Дополнительно