Если одна часть русских марксистов более всего дорожила целостным, тоталитарным характером своего революционного миросозерцания, охраняла свою ортодоксию и отличалась крайней нетерпимостью, если марксизм и социализм были для них религией, то в другой части произошла дифференциация разных культурных областей, была нарушена революционная целостность и произошло освобождение подавленной
жизни духа и духовного творчества.
Неточные совпадения
Белинский прежде всего с обычной своей страстностью восстает против отвлеченного идеализма, далекого от конкретной
жизни, который приносит в жертву мировому
духу, общему — индивидуальное, живую человеческую личность.
Но исключительная направленность сознания на общество и на необходимость его радикального изменения приведет к забвению самой человеческой личности, полноты ее
жизни, ее права на
духовое содержание
жизни.
Во имя освобождения личности они низвергали религию, философию, искусство, мораль, отрицали
дух и духовную
жизнь.
Ненависть к буржуазному
духу — определяющий аффект в
жизни Леонтьева.
Были признаны права религии, философии, искусства, независимо от социального утилитаризма реальной
жизни, т. е. права
духа, которые отрицались русским нигилизмом, революционным народничеством и анархизмом и революционным марксизмом.
В коммунизм вошли знакомые черты: жажда социальной справедливости и равенства, признание классов трудящихся высшим человеческим типом, отвращение к капитализму и буржуазии, стремление к целостному миросозерцанию и целостному отношению к
жизни, сектантская нетерпимость, подозрительное и враждебное отношение к культурной элите, исключительная посюсторонность, отрицание
духа и духовных ценностей, придание материализму почти теологического характера.
И это неизбежно, потому что для Гекера не существует
духа и духовной
жизни.
В других странах коммунизм, в случае попытки его осуществления, может быть менее деспотическим в отношении ко всей полноте человеческой
жизни — менее целостным, менее претендующим быть религией, более секулярным и более буржуазным по своему
духу.
Гносеологический гамлетизм с самого начала предполагает познание отсеченным от цельной
жизни духа, субъект оторванным от объекта и ему противоположным, мышление выделенным из бытия и где-то вне его помещенным.
— Какое ребячество! — разуверял я ее, — чего же тут пугаться! Что такое вечность? Вечность — это красота, это истина, это добро, это
жизнь духа — все, взятое вместе и распространенное в бесконечность… Мысль об вечности должна не устрашать, а утешать нас.
Неточные совпадения
Человеческая
жизнь — сновидение, говорят философы-спиритуалисты, [Спиритуали́зм — реакционное идеалистическое учение, признающее истинной реальностью
дух, а не материю.] и если б они были вполне логичны, то прибавили бы: и история — тоже сновидение.
Путешественники того времени единогласно свидетельствуют, что глуповская
жизнь поражала их своею цельностью, и справедливо приписывают это счастливому отсутствию
духа исследования.
Правда, когда они оба были в хорошем расположении
духа, радость
жизни их удвоялась.
Они оба одинаково старались в последующей
жизни вычеркнуть из своей памяти все уродливые, постыдные обстоятельства этого нездорового времени, когда оба они редко бывали в нормальном настроении
духа, редко бывали сами собою.
Но зачем же, спрашивал он всегда, зачем же такая важная, такая решительная для него и в то же время такая в высшей степени случайная встреча на Сенной (по которой даже и идти ему незачем) подошла как раз теперь к такому часу, к такой минуте в его
жизни, именно к такому настроению его
духа и к таким именно обстоятельствам, при которых только и могла она, эта встреча, произвести самое решительное и самое окончательное действие на всю судьбу его?