Неточные совпадения
Но упование на революционный социальный катаклизм, который мыслится как прыжок из царства необходимости в царство
свободы,
есть лишь смутное и бессознательное переживание эсхатологического предчувствия конца этого материального мира.
Внутренняя
свобода духа, победа над властью временности и материальности и
есть преодоление «буржуазности».
Правда же социализма может
быть осуществлена лишь в ином духе, в иной духовной атмосфере, не в материалистическом сознании, без классовой ненависти, без притязания на принудительное водворение Царства Божьего на земле, путем революционного катаклизма, с сохранением внутренней духовной
свободы.
Когда вдумываешься в то, что сейчас происходит, то вспоминаешь правду слов легенды о Великом Инквизиторе: «ничего и никогда не
было для человека и человеческого общества невыносимее
свободы».
Эта религия социализма во всем противоположна религии Христа, которая учит, что не единым хлебом жив
будет человек, но и словом Божьим, учит поклоняться единому Господу Богу, а не царству мира сего, и отвергает искушение чудом во имя
свободы.
Соблазн мирового социального катаклизма, «прыжка из царства необходимости в царство
свободы» и
есть соблазн искушением броситься в бездну, искушением социального чуда.
Социальная революция, приобретающая мистическую окраску, и
есть третье искушение, отвергнутое Христом во имя духовной
свободы человека.
Социализм же, мечтающий о создании всемирного царства механическими революционными чудесами,
есть антихристов соблазн, он отрицает
свободу духа и лишает человека его богосыновства.
Антихристово царство в этом мире может
быть лишь результатом неудачи дела Христова в мире — оно попробует соединить насилием тот мир, который не соединится в любви и
свободе Христовой.
Но скоро уже контрреволюционными силами
были признаны партия народной
свободы, все русские либералы, Государственная дума, Земский и Городской союз.
Что
будет с русской
свободой?
Мы должны бороться за
свободу мысли и слова, это
есть самое минимальное и самое максимальное требование революции, требование духа, а не плоти.
Революция в достижениях элементарной политической
свободы слишком запоздала, и именно потому в ней господствует социальный максимализм, который всегда
есть результат неподготовленности масс, содержавшихся во тьме.
Мы верим, что сильная Россия даст большую
свободу миру и всем народам мира, чем сильная Германия, что в духе славянском
есть большая всемирность, чем в насильническом германском духе.
Этим,
быть может, объясняется, что так поздно у нас завоевана политическая
свобода.
Для всякого, кто верит в существование истины и правды, не может
быть безразлично духовное состояние народа, степень его внутренней
свободы в момент изъявления его воли, проникновения этой воли правдой.
Если народная воля своим количественным большинством
будет истреблять
свободу и топтать духовные ценности, то нет никаких оснований склониться перед ней.
Выше воли народной стоит воля Божья, и лишь в воле Божьей нужно искать гарантии того, что права человека и
свобода человека не
будут раздавлены и растерзаны.
Свобода народной воли не
есть формальное понятие, она предполагает победу в этой воле добра над злом, Бога над диаволом.
Вот почему истинная
свобода есть лишь в христианстве.
Она сама
есть источник благодатной
свободы, она ограничивает то всевластье государства, перед которым склонился мир языческий, и охраняет бесконечную природу и бесконечные права человеческой души.
Всякое разделение в церкви
есть уже частичная утрата
свободы.
Но ошибочно
было бы думать, что протестантизм
был движением к
свободе церкви.
Всякий уклон к протестантизму
есть разделение в церкви, распадение ее и утрата ее
свободы.
В первые революционные моменты защита
свободы и достоинства церкви и церковной власти не могла
быть защитой старого состава Св.
Клерикально-классовая точка зрения не может
быть защитой
свободы церкви, она сама находится в плену у царства кесаря и добивается земных выгод.
Через все опасности должен
быть проведен и сохранен внутренний иерархизм церкви, который и
есть истинная
свобода и независимость от мира.
Но религиозная
свобода,
свобода совести для христианина не
есть формальная и бессодержательная
свобода, она
есть истина самой христианской религии как религии
свободы.
Истинная церковь
есть соединение
свободы с единством.
Когда с пафосом говорят о завоеваниях
свобод революцией, то прежде всего должны
были бы иметь в виду те права человека, которые не могут
быть от него отняты ни во имя каких благ земных.
Есть большие основания думать, что русские не любят
свободы и не дорожат
свободой.
Если судьбу
свободы слова вручить утилитарным интересам и расчетам, то в нынешний день признают лишь права того слова, которое служит революционной демократии, но отвергнут и изнасилуют права слова, которое
будет служить иным целям, более высоким и глубоким целям.
Если
свобода слова
будет дана исключительно сторонникам демократической республики, то она
будет не бóльшей, а меньшей, чем при старом режиме, — тогда
была безграничная
свобода для слов, произносимых в направлении противоположном.
Но монархических убеждений никто у нас не смеет свободно высказывать, это
было бы небезопасно,
свобода и права таких людей не
были бы гарантированы.
Республиканцы, достойные этого имени, должны
были бы давать всем большую
свободу, чем монархисты.
После революционного переворота пали цензурные оковы и уничтожена
была даже необходимая во время войны военная цензура, но не
было декларации прав
свободы мысли и
свободы слова, посягательства на которые
есть преступление против человека и Бога.
Русские писатели, сознающие свое призвание, свое достоинство и свою ответственность перед родиной, должны
были бы требовать провозглашения гарантии
свободы мысли и слова.
Революционное насилие над
свободой мысли и слова по существу несет в себе семя контрреволюции, оно
есть наследие старого мракобесия и не может
быть терпимо в свободной стране.
Человеку и народу предоставлена
свобода быть в церкви или отпасть от нее.
Революция много выявила, и в этом,
быть может, единственное ее значение, она разделила сферы церковной
свободы и государственного насилия.
Неточные совпадения
Софья. Подумай же, как несчастно мое состояние! Я не могла и на это глупое предложение отвечать решительно. Чтоб избавиться от их грубости, чтоб иметь некоторую
свободу, принуждена
была я скрыть мое чувство.
Теперь Анна уж признавалась себе, что он тяготится ею, что он с сожалением бросает свою
свободу, чтобы вернуться к ней, и, несмотря на то, она рада
была, что он приедет.
Вронский приехал на выборы и потому, что ему
было скучно в деревне и нужно
было заявить свои права на
свободу пред Анной, и для того, чтоб отплатить Свияжскому поддержкой на выборах за все его хлопоты для Вронского на земских выборах, и более всего для того, чтобы строго исполнить все обязанности того положения дворянина и землевладельца, которое он себе избрал.
Левин старался чрез нее выпытать решение той для него важной загадки, которую представлял ее муж; но он не имел полной
свободы мыслей, потому что ему
было мучительно неловко.
Степан Аркадьич знал, что когда Каренин начинал говорить о том, что делают и думают они, те самые, которые не хотели принимать его проектов и
были причиной всего зла в России, что тогда уже близко
было к концу; и потому охотно отказался теперь от принципа
свободы и вполне согласился. Алексей Александрович замолк, задумчиво перелистывая свою рукопись.