Неточные совпадения
В Канте заложены основы единственной верной метафизики: дуализм порядка свободы и порядка
природы, волюнтаризм, индетерминизм (умопостигаемый характер), персонализм, учение об антиномиях, признание скрытой за миром явлений иной, более глубокой
реальности.
Применяя терминологию Канта, у которого, впрочем, мы не находим самого слова «дух», можно, сказать, что
реальность духа есть
реальность свободы, а не
реальность природы.
В так называемом объективном мире нет такой
природы, такой вещи, такой объективной
реальности, которую мы могли бы назвать духом.
Можно было бы сказать, что наибольшей
реальностью отличается борьба духа с
природой в экономике, в техническом овладении
природой.
Когда мы говорим «народный дух», то мы выражаем какую-то подлинно существующую
реальность, но это неточное выражение, это не слух, а
природа, не личность, а индивидуум.
Ни
природа реальности, ни природа свободы, ни природа личности не могут быть постигнуты рационалистически, идеи эти и предметы эти вполне трансцендентны для всякого рационалистического сознания, всегда представляют иррациональный остаток.
Неточные совпадения
Человек имеет дело уже не с
природой, сотворенной Богом, а с новой
реальностью, созданной человеком и цивилизацией, с
реальностью машины, техники, которых в
природе нет.
Подлинной
реальностью, подлинной жизнью является борьба человека, социального человека, со стихийными силами
природы и общества, т. е. экономика.
Человеческая личность реальна в бытии и идеальна по своей
природе, и самым фактом своей идеальной
реальности она непосредственно утверждает объективное существование Бога как истинной личности».
Как закруглилась бы фихтевская космогония, совершающаяся путем отражения я в зеркале не-я, если бы можно было обойтись одними логическими импульсами и не надобился еще тот досадный «внешний толчок» [В «философии хозяйства» Булгаков писал: «Более всего Фихте повинен в том, что он уничтожает
природу, превращая ее лишь в не-л и в «aüssere Anstoss» (внешний толчок> для я, и тем самым всю жизненную
реальность оставляет на долю я» (Булгаков С. Н. Философия хозяйства.
В тотемах, гербах и священных образах символически выражается эта идеальная
реальность рода: есть волк не только как совокупность волков, но и как волчиность, и лев как львиность, и агнец как агнчество; есть роза, цветущая в Софии, и лилия Благовещения; есть злато, ладан и смирна, приличествующие для подношения Вифлеемскому Младенцу отнюдь не по произвольному избранию, но по внутренней
природе своей.