Неточные совпадения
Натурализмом я называю всякую метафизику, которая познает бытие как объект, как «
природу», хотя бы то
была духовная
природа.
Но германская метафизика
была искажена своею монистической и эволюционной тенденцией, отождествлявшей дух и
природу и признававшей существование объективного духа.
Применяя терминологию Канта, у которого, впрочем, мы не находим самого слова «дух», можно, сказать, что реальность духа
есть реальность свободы, а не реальность
природы.
Но это совсем не означает, что в человеке
есть как бы духовная
природа наряду с
природой душевной и телесной, это значит, что душа и тело человека могут вступить в иной, высший порядок духовного существования, что человек может перейти из порядка
природы в порядок свободы, в царство смысла, из порядка раздора и вражды в порядок любви и соединения.
Человек
есть духовное существо, в нем
есть духовная энергия, но у него нет объективной духовной
природы, духовной субстанции, в противоположность душевной и телесной.
Но это не
есть дуализм Бога и человека, Творца и творения, это
есть дуализм субъективного и объективного, свободы и детерминации, духа и
природы, личного и общего.
Зло в человеке
есть лишь результат смешения этой непорочной части человеческой
природы, соединяющей ее с Единым, с материей, с множественным миром.
Держась новозаветного понимания духа, Тареев считает, что дух не
есть вторая или третья составная часть человеческой
природы, а
есть божественное начало в человеке.
Дух
есть соединение божественной
природы с человеческой.
Природа у Фихте
есть как бы умершая свобода, чистое прошедшее.
Поскольку дух
есть свобода, духовное мы должны понять прежде всего как независимое от детерминации
природы и общества.
В духе
есть прометеевское начало, восстание против богов
природы, против детерминизма человеческой судьбы,
есть порыв и прорыв к высшему свободному миру.
Но дух означает царство иное, чем царство
природы, он
есть победа над этим царством.
Это
есть победа над падшей
природой, но эта победа означает не отрицание и уничтожение космоса, а его освобождение и просветление.
Наоборот, духовность
есть освобождение от власти духов
природы.
У каждого человека
есть душа, такова его
природа, духовность же может
быть нераскрыта в человеке или подавлена.
Дух носит аксиологический характер, дух
есть не
природа, хотя бы и душевная
природа, а истина, красота, добро, смысл, свобода.
История
есть более наш собственный мир, чем
природа.
Объективация духа в мире истории и цивилизации может
быть понята как отчуждение от человека его духовной
природы.
Иначе и вернее можно сказать, что дух
есть «свобода», объективация же
есть «
природа» (не в том смысле, в каком это слово употребляли романтики).
Подлинно священное
есть только в духе, а не в
природе и не в истории, не в обществе, хотя бы и церковном обществе.
Можно
было бы сказать, что наибольшей реальностью отличается борьба духа с
природой в экономике, в техническом овладении
природой.
Свобода, правдивость, бесконечность
есть именно дух и духовность,
природа же
есть детерминизм, закономерность, конечность.
Дух
был сращен с
природой в смысле объектности и детерминированности.
Человек не должен
быть ни рабом самого себя, своей низшей
природы, ни рабом окружающего мира.
Присущая человеку сила Эроса может
быть аскетически сосредоточена, очищена и напряжена для творчества, т. е. переключена, — вдохновение и творчество имеют эротическую
природу, а может
быть вытеснена, иссушена, умерщвлена, как грех.
Но проблема человека в ее глубине совсем не
есть, как часто думают, проблема пессимистического или оптимистического отношения к человеческой
природе.
Вера в трансцендентный мир, духовность
есть лишь отчуждение человеческой
природы, порождение слабости и несчастья человека.
Когда человек
будет сильным и счастливым, то Бога у него больше не
будет, ему вернется полнота его отчужденной
природы.
Но в этой возвращенной ему
природе не
будет уже духовности, человек
будет окончательно посюсторонним, самодовольным, материальным существом.
Духовность
есть не отчуждение человеческой
природы во внешнюю для нее сферу, порождающее иллюзии сознания, а пребывание человека внутри самого себя, на своей родине.
Не духовность
есть отчуждение человеческой
природы в иллюзорную сферу, материализм
есть отчуждение человеческой
природы, ограбление человека.
Капитализм, в котором Маркс видел отчуждение человеческой
природы, и
есть материализм.
Это как раз и
есть одна из форм отчуждения человеческой
природы.
Человек
есть существо страдающее в мире и сострадающее, раненное жалостью, в этом высота человеческой
природы.
Мистик совсем не хочет просто сказать, что человек и мир
есть Бог, что тварь и Творец тождественны по
природе.
Дух же
есть свобода, а не
природа.
На философском языке это должно
быть описано как невозможность найти свободу в объективированном мире, т. е. в порядке
природы.
Добрая
природа человека
есть не что иное, как божественная
природа, действующая в человеке при пассивности его собственной
природы.
Все зло происходит от активного противления и насилия человека, при непротивлении и пассивности зло исчезает, ибо
будет действовать сам Бог, божественная
природа.
Во всяком случае это
есть отрицание действия двух
природ, т. е. монофизитство.
Мистика относится к духу, магия же к
природе, мистика
есть свобода, магия же
есть власть.
Пророк
есть человек, одержимый Духом Божьим, говорящий с Богом, человек, свободный от власти мира,
природы и общества, прозревающий пути не необходимости только, но и самой свободы.
Если возврат души к единству с Богом не означает единства по
природе и субстанции, то потому лишь, что дух не
есть природа или субстанция.
В более тонком смысле нужно сказать, что дух не только не
есть природа или субстанция, но не
есть и бытие, ибо свобода не
есть бытие.
Хозяйство
есть результат борьбы человека с
природой, т. е. активности человеческого духа.
Маркс
был прав, когда учил, что основой исторического процесса является борьба человека, соединенного с человеком, т. е. социального человека, со стихийными силами
природы.
Не может
быть низшее критерием для высшего, не может авторитет, который всегда имеет социальную
природу,
быть критерием для Духа.
Дух и духовность совсем не
есть подчинение в этом мире объективированному порядку
природы и общества и сакрализация установившихся в этом мире форм (внешней церковности, государства, собственности, национального быта, родовой семьи и пр.).
Это
есть победа свободы духа над детерминацией
природы и общества.
Неточные совпадения
Стародум. Богату! А кто богат? Да ведаешь ли ты, что для прихотей одного человека всей Сибири мало! Друг мой! Все состоит в воображении. Последуй
природе, никогда не
будешь беден. Последуй людским мнениям, никогда богат не
будешь.
Но этого мало: самая
природа перестала
быть благосклонною к глуповцам.
Нельзя сказать, чтоб предводитель отличался особенными качествами ума и сердца; но у него
был желудок, в котором, как в могиле, исчезали всякие куски. Этот не весьма замысловатый дар
природы сделался для него источником живейших наслаждений. Каждый день с раннего утра он отправлялся в поход по городу и поднюхивал запахи, вылетавшие из обывательских кухонь. В короткое время обоняние его
было до такой степени изощрено, что он мог безошибочно угадать составные части самого сложного фарша.
Дома он через минуту уже решил дело по существу. Два одинаково великих подвига предстояли ему: разрушить город и устранить реку. Средства для исполнения первого подвига
были обдуманы уже заранее; средства для исполнения второго представлялись ему неясно и сбивчиво. Но так как не
было той силы в
природе, которая могла бы убедить прохвоста в неведении чего бы то ни
было, то в этом случае невежество являлось не только равносильным знанию, но даже в известном смысле
было прочнее его.
Напоминанием об опасном хождении, — говорит он, — жители города Глупова нимало потревожены не
были, ибо и до того, по самой своей
природе, великую к таковому хождению способность имели и повсеминутно в оном упражнялись.