Неточные совпадения
Материалист выходит из затруднения
тем, что приписывает материи все свойства
духа — разум, свободу, активность.
Спиритуализм обычно понимает
дух как субстанцию, как реальность особого качества среди вещей природного мира, но все же реальность в
том же смысле.
Но для него это стало путем к раскрытию становления, развития мирового
духа, в
то время как отсюда могли быть сделаны и совсем другие выводы.
Определение
того, что такое реальность
духа и что такое реальность вообще, зависит от решения проблемы отношения мышления и бытия.
Дух же и есть
то, что преодолевает эту падшесть и разобщенность.
Дух находится по
ту сторону
того противоположения общего, родового и частного, индивидуального, которое делалось в спорах номиналистов и реалистов.
Дух и духовность находятся вне
того противоположения субъективного и объективного, общего и частного, родового и индивидуального, которое есть уже продукт объективации.
Высшее познание
духа есть вместе с
тем самосознание. «Ich bin Kampfende und der Kampf», [«Я есть борющееся и борьба» (нем.).] — говорит Гегель.
Он преодолевает докантовский объективизм, но по-новому все же учит об объективном
духе, в
то время как его собственная исходная точка зрения не допускает отнесения
духа к объективности.
Но вот центральная мысль Н. Гартмана, которая свидетельствует о
том, что философия
духа у него висит в безвоздушном пространстве.
У Ясперса
дух есть, в сущности,
то, к чему человек трансцендирует.
Дух умерщвляется таким определением, он превращается в объект, в
то время как он есть субъект.
Нельзя, как
то делает М. Шелер, отнять от
духа активность и сообщить активность лишь жизни.
Но вместе с
тем дух иррационален, внерационален, сверхрационален.
Дух гуманизирует человеческое понимание Бога и вместе с
тем освобождает от грубого антропоморфизма.
При этом
дух не должен быть понят как реальность
того же порядка, что и реальность космо-теллурических сил, реальность как бы их заменяющая и уничтожающая.
Дух понимали как отвлеченность, отрешенность от мира, как реальность, противоположную реальностям мира, в
то время как
дух есть энергия, действующая внутри всех реальностей, хотя и пришедшая из более высокой сферы, и
дух конкретен и целостен, ничего не дробит и не отвлекает.
Если, например, свобода — существенный признак
духа,
то этот признак явно отсутствует, когда мы говорим о
духе коллективов.
Духи ангельской и демонской иерархии не персоналистичны в
том смысле, в каком мы говорим о персоналистичности человеческого мира и Бога.
Если в христианской догматике
Дух Святой мыслится как Ипостась, т. е. как личность,
то прежде всего
Дух Святой не есть коллективная личность и наименование Его личностью есть символ, выражающий неизъяснимую тайну, тайну преодоления противоположности между личным и всеобщим.
Дух и есть
та сила, которая обнаруживается во всей полноте жизни.
При этом субъективный и личный
дух обыкновенно понимают психологически, в
то время как объективный и универсальный
дух понимают онтологически.
Действие
Духа Божьего на
дух человеческий совсем не означает присутствия объективного и универсального
духа, а означает преодоление противоположности между личным и универсальным, между субъективным и
тем, что представляется объективным.
Но это у него связано с
тем, что он все-таки признает существование объективного
духа.
И вместе с
тем в истории человек не узнает своего собственного субъективного
духа, своей собственной духовной свободы.
Когда утверждали имманентность Бога и
духа истории,
то это, в сущности, приводило к консервативным результатам.
И вместе с
тем жизнь
духа есть неустанное Трансцендирование, выход за свои границы, но не из детерминации, а из свободы.
Трагедия
духа в
том, что
дух не может остаться в-себе-бытием, но что выход из себя никогда не означает вступления в царство объективного
духа, потому что объективного
духа нет, а есть лишь объективация
духа.
Когда субъективный
дух объективируется,
то он вовсе не выходит к «ты», к другому субъективному
духу, не общается и не соединяется с ним, а выходит к объекту, к объективному миру, который не имеет своего собственного существования и связан с существованием лишь в скрытом за ним субъективном
духе.
Когда субъективный
дух выходит в объективный мир,
то происходит отчуждение
духа от самого себя, он исходит в объективности.
Человек принимает за объективные духовные реальности мира
то, что есть продукт творческой активности субъективного
духа.
Именно субъективный
дух бесконечен,
то же, что называется объективным
духом, есть конечное.
Объективация
духа есть вместе с
тем всегда социализация
духа.
Иначе и вернее можно сказать, что
дух есть «свобода», объективация же есть «природа» (не в
том смысле, в каком это слово употребляли романтики).
Феноменология откровения должна привести к сознанию
той истины, что
духу, т. е. свободе, принадлежит абсолютный примат над всяким объективированным бытием.
Проблема заключается в
том, как актуализировать
дух в мире, т. е. не оставлять его в свернутом и как бы потенциальном состоянии, и вместе с
тем не объективировать его, не отчуждать его от самого себя, не выбрасывать существования в падший мир.
Субъективный
дух не узнает себя в
том, что называют «объективным
духом».
Объективация
духа в жизни обществ и государств находится во власти
того полезного заблуждения, что общество, государство, цивилизация могут иметь своей опорой Истину, что Истина может быть полезна для дела человеческой организации.
Когда мы говорим «народный
дух»,
то мы выражаем какую-то подлинно существующую реальность, но это неточное выражение, это не слух, а природа, не личность, а индивидуум.
Но если бы
дух целиком зависел от материальных условий, положительных или отрицательных, от внешних исторических форм, от органического,
то это означало бы страшное умаление реальности
духа.
То было одно из самых замечательных явлений в истории человеческого
духа.
Мистика в отличие от аскетики есть
то, что исходит не от человека только, что предполагает действие Божьей благодати, веяние
Духа в человеке.
Между
тем как в действительности действие Святого
Духа на человека, без которого он не мог бы начать борьбу с грехом, не мог бы верить и надеяться, есть наиболее сокровенно-внутреннее.
Для
того чтобы
дух стал внутренней силой, нужно перестать считать себя центром.
Буржуазность есть духовная категория в
том лишь смысле, что она есть отрицание
духа, лживое превращение
духа во что-то противоположное
духу.
И она действительно объективна в
том смысле, что она есть объективация
духа.
Когда испускает
дух любимый,
то и любящий испускает
дух, ибо существование держится их любовью.
Это определяется
тем, что
дух имеет качество свободы, магия же свободы не знает, магия остается во власти каузальной связи и детерминации.
И совсем не значит, что
те, которые отрицают
дух и иногда со злобой отрицают,
духа не имеют.
То, что выброшено
духом вовне, представлялось ему силой, действующей извне, и силой священной.
Неточные совпадения
Но так как он все-таки был сыном XVIII века,
то в болтовне его нередко прорывался
дух исследования, который мог бы дать очень горькие плоды, если б он не был в значительной степени смягчен
духом легкомыслия.
Был, после начала возмущения, день седьмый. Глуповцы торжествовали. Но несмотря на
то что внутренние враги были побеждены и польская интрига посрамлена, атаманам-молодцам было как-то не по себе, так как о новом градоначальнике все еще не было ни слуху ни
духу. Они слонялись по городу, словно отравленные мухи, и не смели ни за какое дело приняться, потому что не знали, как-то понравятся ихние недавние затеи новому начальнику.
Все в ней было полно какого-то скромного и в
то же время не безрасчетного изящества, начиная от
духов violettes de Parmes, [Пармские фиалки (франц.).] которым опрыскан был ее платок, и кончая щегольскою перчаткой, обтягивавшей ее маленькую, аристократическую ручку.
Человеческая жизнь — сновидение, говорят философы-спиритуалисты, [Спиритуали́зм — реакционное идеалистическое учение, признающее истинной реальностью
дух, а не материю.] и если б они были вполне логичны,
то прибавили бы: и история — тоже сновидение.
Даже энергическая езда на почтовых — и
та неизбежно должна была оказывать известную долю влияния, укрепляя обывательский
дух примерами лошадиной бодрости и нестомчивости.