Мы видели уже, что у Плотина зло происходит от смешения с материей, нужно отсечь, почти механически отделить
высшую природу человека, которая сама по себе непорочна и чиста, от материи, и тогда достигается освобождение от зла, избавление от страданий.
Неточные совпадения
Но это совсем не означает, что в человеке есть как бы духовная
природа наряду с
природой душевной и телесной, это значит, что душа и тело человека могут вступить в иной,
высший порядок духовного существования, что человек может перейти из порядка
природы в порядок свободы, в царство смысла, из порядка раздора и вражды в порядок любви и соединения.
В духе есть прометеевское начало, восстание против богов
природы, против детерминизма человеческой судьбы, есть порыв и прорыв к
высшему свободному миру.
Не может быть низшее критерием для
высшего, не может авторитет, который всегда имеет социальную
природу, быть критерием для Духа.
В обращении его с «братьями» слышен был тон господина, а «братья», не исключая и старика Рубановского, относились к нему почтительно, как будто к существу
высшей природы.
Неточные совпадения
— Извергнуть из гражданской среды! — вдруг заговорил вдохновенно Обломов, встав перед Пенкиным. — Это значит забыть, что в этом негодном сосуде присутствовало
высшее начало; что он испорченный человек, но все человек же, то есть вы сами. Извергнуть! А как вы извергнете из круга человечества, из лона
природы, из милосердия Божия? — почти крикнул он с пылающими глазами.
Это влечение к всякой видимой красоте, всего более к красоте женщины, как лучшего создания
природы, обличает
высшие человеческие инстинкты, влечение и к другой красоте, невидимой, к идеалам добра, изящества души, к красоте жизни!
Товарищ прокурора был от
природы очень глуп, но сверх того имел несчастье окончить курс в гимназии с золотой медалью и в университете получить награду за свое сочинение о сервитутах по римскому праву, и потому был в
высшей степени самоуверен, доволен собой (чему еще способствовал его успех у дам), и вследствие этого был глуп чрезвычайно.
Зверино-земное начало в человеке, не привыкшем к духовной работе над собой, к претворению низшей
природы в
высшую, оказывается предоставленным на произвол судьбы.
Остается вечной истиной, что человек в том лишь случае сохраняет свою
высшую ценность, свою свободу и независимость от власти
природы и общества, если есть Бог и Богочеловечество.