Неточные совпадения
Вскоре около его фанзы появились другие домики. Так образовалась деревня Фурме. Потом пришли русские и потеснили ходзенов. Последние должны были оставить насиженные места и уйти от неспокойных «лоца» вверх по
реке Уссури. Деревня Фурме исчезла, а название Хээкчир превратилось в Хехцир. Впоследствии казаки этим именем стали
называть не только то место, где раньше была ходзенская деревня, но и весь горный хребет.
Маньчжуры
называли Амур «Сахалян ула» (
река черной воды), а китайцы — «Хуньтун-цзын», после соединения с
рекой Сунгари [В. П. Васильев.
Тотчас в фанзу стали собираться и другие гольды. Они расселись на канах и молча стали ждать конца нашей трапезы, чтобы принять участие в разговорах. Я обратил внимание на старика, седого как лунь и сгорбленного годами. От него я узнал, что
реки Дондона нет вовсе, Дондон — это название острова, селения на нем и смежной с ним протоки, а та
река, по которой нам следовало итти, называется Онюй. Орочи
называют ее Найхин — по имени гольдского селения при устье.
Гольды хорошо знали
реку и, где можно, сокращали путь, пользуясь протоками, иногда же, наоборот, предпочитали итти старицей, хотя она и была длиннее нового русла, но зато течение в ней было спокойнее. Туземцы не пропускали ни одной галечниковой отмели, которые они
называли «песками», и вели им счет до фанзы Дуляля, конечного пункта их плавания по Анюю.
Первым большим притоком Анюя будет Тормасунь, или Тонмасу, как его
называют удэхейцы. По их словам, это будет самая быстрая
река Анюйского бассейна. По ней можно подниматься только в малую воду. Тормасунь течет под острым углом по отношению к своей главной
реке. В истоках ее находится низкий перевал на
реку Хор, через который перетаскивают лодки на руках.
Но вот и сам Тумнин! Удэхейцы
называют его Томди, а орочи — Тумни (к последнему названию прибавили букву «н»). Большая величественная
река спокойно текла к морю. Левый берег ее нагорный, правый — частью низменный и поемный и слагается из невысоких террас. Кое-где виднелись небольшие островки, поросшие древесной растительностью. Они отражались в воде, как в зеркале, до мельчайших подробностей, словно там, под водою, был другой мир, такой же реальный, как и тот, в котором мы обитали.
Орочи Императорской гавани туземцев, живших южнее мыса Аку (на
реках Ботчи и Самарге),
называли Кяка.
Орочи с
реки Чоло
называют себя «Са-Моргын».
Восточный склон Сихотэ-Алиня со всеми
реками, текущими в море, удэхейцы
называют Ада-Намузани, а западный склон в бассейне притоков Уссури — Ада-Цазани.
Сообразно этой терминологии и туземное население прибрежного района
называет себя удэ с Намука, в отличие от людей, обитающих по
рекам Иману, Бикину, Хору, Анюю и Хунгари, носящих название удэ с Дэзаха.
За день мы прошли далеко и на бивак стали около первой развилки, которую удэхейцы
называют «цзаво». Этим же именем они
называют и речку, по которой можно выйти в самые истоки
реки Наргами (приток Буту). На этом биваке произошел курьезный случай. Вечером после ужина один из удэхейцев стал раздеваться, чтобы посмотреть, почему у него зудит плечо. Когда он снял нижнюю рубашку, я увидел на груди у него медный крест и спросил...
Селение Улема состояло из трех деревянных домиков, в которых проживало семь мужчин, шесть женщин и семь детей, всего двадцать человек. Туземцы с
рек Хади и Тумнина считают себя настоящими орочами. Копинских жителей они тоже считают своими людьми, но говорят, что язык их немного другой, и потому
называют их «орочами-копинка».
Неточные совпадения
Сверх провинции Альбани, англичане приобрели для колонии два новые округа и
назвали их Альберт и Виктория и еще большое и богатое пространство земли между старой колониальной границей и Оранжевой
рекой, так что нынешняя граница колонии простирается от устья
реки Кейскаммы, по прямой линии к северу, до 30 30’ ю‹жной› ш‹ироты› по Оранжевой
реке и, идучи по этой последней, доходит до Атлантического океана.
А вот вы едете от Охотского моря, как ехал я, по таким местам, которые еще ждут имен в наших географиях, да и весь край этот не все у нас, в Европе,
назовут по имени и не все знают его пределы и жителей,
реки, горы; а вы едете по нем и видите поверстные столбы, мосты, из которых один тянется на тысячу шагов.
М. Венюков, путешествовавший в Уссурийском крае в 1857 году, говорит, что тогда на
реке Бикин китайцев не было вовсе, а жили только одни удэгейцы (он
называет их орочонами).
В то время
реку Билимбе можно было
назвать пустынной. В нижней половине
река шириной около 20 м, глубиной до 1,5 м и имеет скорость течения от 8 до 10 км в час. В верховьях
реки есть несколько зверовых фанз. Китайцы приходили сюда в Санхобе зимой лишь на время соболевания. В этот день нам удалось пройти км тридцать; до Сихотэ-Алиня оставалось еще столько же.
Едва заметная тропинка привела нас к тому месту, где
река Дунанца впадает в Амагу. Это будет километрах в десяти от моря. Близ ее устья есть утес, который староверы по-китайски
называют Лаза [В переводе на русский язык означает «скала».] и производят от глагола «лазить». Действительно, через эту «лазу» приходится перелезать на животе, хватаясь руками за камни.