Что нужно для увлечения толпы? Что нужно для убеждения большей части людей? Страстный и пылкий тон, частые выразительные мановения, слова быстрые и громкие. Но для малого числа образованных, рассудительных слушателей, у которых вкус нежен и чувства верны, которые мало уважают голос, мановения и тщетный звук слов — для тех нужны мысли и доводы, которые надобно уметь представить, оттенить, расположить. Уметь поражать слух — не довольно; должно уметь действовать над душой, умей тронуть сердце, говоря с рассудком.
Нельзя довольно надивиться гению Ломоносова: у него есть строфы и целые стихотворения, которые по чистоте и правильности языка весьма приближаются к нынешнему времени.
Пока есть небо, будь доволен!
Пока есть море, счастлив будь!
Пока простор полей раздолен,
Мир славить песней не забудь!
Россия — это пароход, потерпевший в море крушение. Мы должны спасти гибнущую страну и самих себя. Довольно розни и вражды.
Довольно жалоб, имейте мужество молчать! Надо молчать о своих маленьких печалях. Ведь мы умеем молчать, когда довольны днями нашей жизни? Каждый из нас поглощает свой кусочек счастья в одиночестве, а горе свое, ничтожную царапину сердца выносим на улицу, показываем всем, и кричим, и плачем о нашей боли на весь мир!
Человеку… довольно иногда созданного им самим призрака, чтобы решить дело в любую сторону, а затем — легче умереть, чем признаться в ошибке.
Живи и жить давай другим,
Но только не на счет другого;
Всегда доволен будь своим,
Не трогай ничего чужого;
Вот правило, стезя прямая
Для счастья каждого и всех.
Вот так-то весь наш век
В пустых желаньях погибает,
И редкий человек
Доволен участью бывает.
Есть натуры решительно всем довольные и ко всему привыкающие…
Есть такие натуры, которым в особенную радость и веселье бывают довольно странные вещи. Гримасы пьяного мужика, человек, споткнувшийся и упавший на улице, перебранка двух баб и проч. И проч. На эту тему производят иногда в иных людях самый добродушный восторг, неизвестно почему.
Холодной буквой трудно объяснить
Боренье дум, нет звуков у людей
Довольно сильных, чтоб изобразить
Желание блаженства.
Блаженство рода человеческого, коль много от слова зависит, всяк довольно усмотреть может.
Красота, великолепие, сила и богатство российского языка явствует довольно из книг, в прошлые веки писанных, когда ещё не токмо никаких правил для сочинений наши предки не знали, но и о том едва ли думали, что оные есть или могут быть.
В мире зло велико и добро велико,
Зло, как это ни странно,
Прощают довольно легко
Без усилий и даже заране, —
В этом люди вполне христиане.
Религия производит то чувство, которого не может произвести ни наука, ни искусство и которое есть необходимое условие обеих: смирение; наука порождает гордость, самоуверенность необходима для науки; искусство презирает мир, что также необходимо для искусства; но если человек совершенно доволен собою, он не пойдет далее; надобно, чтобы на верхней ступени науки и искусства человек был еще недоволен собою — смирялся, тогда только ему возможны новые успехи.
На всякого мудреца довольно простоты.
Нельзя довольно нахвалиться приведением пословиц в толковом словаре <Даля>.
Существует на свете довольно старинное… справедливое мнение, что для любви нет ни заторов, ни препятствий, ни даже враждебных стихий; все она поборет и над всем торжествует.
И современный человек
Изображен довольно верно
С его безнравственной душой,
Себялюбивой и сухой,
Мечтанью преданный безмерно,
С его озлобленным умом,
Кипящим в действии пустом.
Люди никогда не довольны настоящим и, по опыту имея мало надежды на будущее, украшают невозвратимое всеми цветами своего воображения.
Причинами, замедлившими ход нашей словесности, обыкновенно почитаются — общее употребление французского языка и пренебрежение русского — все наши писатели на то жаловались, — но кто же виноват, как не они сами. Включая тех, которые занимаются стихами, русский язык ни для кого не может быть довольно привлекателен — у нас ещё нет ни словесности, ни книг, все наши знания, все понятия с младенчества почерпнули мы в книгах иностранных, мы привыкли мыслить на чужом языке; просвещение века важных предметов размышления для пищи умов, которые уже не могут довольствоваться блестящими играми воображения и гармонии, но ученость, политика и философия ещё по-русски не изъяснялись — метафизического языка у нас вовсе не существует; проза наша так ещё мало обработана, что даже в простой переписке мы принуждены создавать обороты слов для изъяснения понятий самых обыкновенных; и леность наша охотнее выражается на языке чужом, коего механические формы уже давно готовы и всем известны.
довольно притворства
и правдою, трудной и черствой,
у нас полагается жить.
Довольно наш язык в себе имеет слов… Язык наш сладок, чист и пышен и богат… Многоречив свойственно человеческому скудоумию. Витийство лишнее природе злейший враг…
С меня довольно было б чуда
И велика была бы честь
То слово вынуть из-под спуда,
Что нужно всем, как пить и есть.
Кто всем доволен, да не хочет хорошее на лучшее менять, тому все потерять.
Но если искусство есть человеческая деятельность, имеющая целью передавать людям те высшие и лучшие чувства, до которых дожили люди, то как же могло случиться, чтобы человечество известный, довольно длинный период своей жизни — с тех пор как люди перестали верить в церковное учение и до нашего времени — прожило бы без этой важной деятельности, а на место ее довольствовалось ничтожною деятельностью искусства, доставляющего только наслаждение?
Чем больше доволен собой, тем меньше в нем того, чем можно быть довольным.
В истории духовного развития почти всех европейских народов повторяется факт довольно знаменательный, а именно — преобладание французского влияния в первую пору умственного движения в обществе и быстрое падение этого влияния, как только в обществе начинает пробуждаться самостоятельность. Факт этот особенно ясно обозначается в истории литературы; всем хорошо известно, что он повторился и у нас в России.
Красоте не нужно бесконечно жить, чтобы быть вечной, ей довольно одного мгновения.
Довольно! Красоты не надо.
Не стоит песен подлый мир.
Кем довольны все, тот не делает ничего доброго, потому что добро невозможно без оскорбления зла.
Ныне довольно много найдется людей, не считающих эстетику наукой, заслуживающей особенного внимания.
Источник: Словарь афоризмов русских писателей. Составители: А. В. Королькова, А. Г. Ломов, А. Н. Тихонов
ДОВО́ЛЬНЫЙ, -ая, -ое; -лен, -льна, -льно. 1. Испытывающий довольство (в 1 знач.).
Все значения слова «довольный»Плечи расправляются, исчезают морщины, а на лице появляется довольная улыбка.
На нас он не смотрел, но тут вдруг умолк на полуслове, а затем, едва услышав её отказ, докончил фразу как ни в чём не бывало, но с очень довольным видом.
Иду, никого не трогаю, меня неспешно догоняет жигуль с очень довольным жизнью водителем.