Жизнь есть сон

Янина Казликина, 2023

Большая часть книги написана на основе реальных событий и моих дневниковых записей о сновидениях. Это вольный пересказ того, как Тонкий мир взаимодействует с человеком во сне и наяву. Определить жанр моего повествования сложно. Скорее, это сборник психологических эссе на тему «Как стать самим собой», перемежающихся воспоминаниями о детстве и юности лирической героини. Повествование о том, как сновидения становятся нитью Ариадны, которая выводит из лабиринта неблагополучной, злой судьбы в мир света, любви и творчества. Я напоминаю, уважаемые читатели, что это не документальное, а художественное произведение! Имена действующих лиц часто вымышленные, любые совпадения событий случайны!

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Жизнь есть сон предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 2

«Дитя, сестра моя…»

Соперница, а я к тебе приду

Когда-нибудь, такою ночью лунной,

Когда лягушки воют на пруду

И женщины от жалости безумны.

И, умиляясь на биенье век

И на ревнивые твои ресницы,

Скажу тебе, что я — не человек,

А только сон, который только снится.

И я скажу: «Утешь меня, утешь,

Мне кто-то в сердце забивает гвозди!»

И я скажу тебе, что ветер — свеж,

Что горячи — над головою — звезды…

Марина Цветаева, 1916 (Избранное. М.: Аделант, 2014)

Моя тетушка

Я засыпаю. Перед глазами мелькают черно-белые картинки, похожие на фотографический негатив. Есть ощущения выхода из тела, но одновременно я чувствую сильное сопротивление. Сопротивление нарастает. Картинки частят в моем интерфейсе, как на экране телевизора. Я пытаюсь различать лица, узнать в них кого-нибудь. В голове проскакивает фраза: «Ты сама его любишь…». К кому она относится? Кто ее сказал? Я не знаю. Среди плохо различимых лиц мне кажется, что я узнала свою сестру, которая рано умерла.

И тут я вдруг вспоминаю сцену из детства…

…К нам в гости пришла материна сестра, наша тетя. Она сидит в комнате и разговаривает с отцом. Мать стоит на кухне. Она ничего не готовит, на стол накрывать не собирается, она стоит у плиты и прислушивается к разговору мужа и своей сестры.

Я верчусь рядом с тетушкой. У нее большая сумка на коленях, и из этой сумки приятно пахнет сдобой и ванилью. Мы любили с сестрой, когда приезжала тетушка: она работала в городе кондитером и привозила очень вкусные слоеные булочки, пирожки и печенье! Вот и сейчас тетушка достает из сумки свежую выпечку, разворачивает кулек и приглашает меня угоститься.

Я беру один пирожок для себя, другой для сестры и убегаю на улицу. В голове застревает вопрос: почему мама так неприветлива со своей сестрой? Она даже не пытается это скрыть. Всем видом показывая, что сестра здесь нежеланный гость.

Тетушка еще не была замужем, хотя ей было уже довольно много лет, но она и не была совсем уж старой, чтобы не нравиться мужчинам. Я ее запомнила, как очень самостоятельную и умную женщину. Кроме того, у тетушки был комплекс: она считала себя некрасивой, и, думаю, это мешало ей успешно выйти замуж.

Я уже окончила школу, когда наконец тетушка вышла замуж. Вернее, она кого-то попросила, чтобы ее сосватали за какого-нибудь вдовца. И такой вдовец нашелся. Это был Антонин Иванович Волков. Мы все называли его на польский манер дядя Антоний. Тем более что на польском языке он говорил очень хорошо. Отличительными чертами этого человека были хваткость и мастерство. Он умел все и даже шил обувь (тапочки, босоножки, туфли, сапоги).

У него была небольшая квартира в Вильнюсе, рядом с вокзалом. Там они и поселились вместе с тетушкой. Оба супруга оказались прирожденными предпринимателями. Буквально через несколько лет у них появилась легковая машина «Жигули». И тут оказалось, что наш дядя Антоний еще и ветеран Великой Отечественной войны (1941–1945). И машина была ему положена как ветерану. От первого брака у дяди Антония были взрослая дочь и внук. Тетушка родила ему двоих детей — сына Витольда и дочь Виталину. Дочка от первого брака, и дети от второго брака прекрасно между собой ладили. Дочка дяди Антония постоянно навещала его семью. Тетушка относилась к ней радушно.

Когда я уехала в Ленинград, я иногда выбиралась к тетушке, хоть это случалось очень редко. Границы были еще открыты, билеты — дешевы, и общение наше было приятным.

Но откуда пришли эти видения? И эти странные воспоминания? Я часто задумывалась: почему наша семья распалась? Люди разъехались кто куда, некоторые совершенно неожиданно умерли. После похорон деда почти сразу умерла бабушка, потом моя сестра Лелька, потом муж сестры. Остались мама и отец с братом, я училась в Ленинграде. Мне эта ситуация казалась более чем странной, многие люди удивлялись: что за напасть такая на семью?

Визит странной дамы

Я вспомнила вдруг, как однажды к нам в дом пришла какая-то черница. Как в сказке А. С. Пушкина «О мертвой царевне и о семи богатырях». Она постучала в окно. Дома были я, мама и сестра. Она вошла. Огляделась. Села на лавку и стала рассказывать, что у нее сгорел дом. Теперь ходит, собирает кто что подаст. Она стала расспрашивать про соседние деревни. Шла она со стороны Тильже, и я не заметила, чтобы у нее было много тюков — ничего не было, кроме небольшой сумки. А прошла она не одну деревню.

Лет ей было, на первый взгляд, больше сорока, одета была во все черное. Лицо худое и бледное, с черными глазами. На голове повязан темный платок — вокруг шеи, несколько выбившихся локонов выдавали в ней брюнетку.

Женщина стала расспрашивать мать: чем та живет, есть ли муж и так далее. Мать ей отвечала, что муж есть, но вот только выпить любит. А как выпьет, так дерется. Женщина помолчала, а потом вслух сказала: «От этого есть средство…». А потом спросила, что бы мать могла ей дать… У нас всегда было очень бедно. Мать ей объяснила, что нет ничего, если только мешочек муки гороховой…

Черница поблагодарила мать и уже собралась уйти, но тут уже мать наша ее остановила и спросила, что за средство от пьянки она знает. Женщина снова оглядела избу, и глаза ее остановились на нас с Лелькой. Взгляд у нее был тяжелый, мы с Лелькой прилипли к полу, а черница проговорила:

— Здесь чужие глаза…

Мать позвала ее в другую комнату и закрыла плотно дверь. Где-то через полчаса мать и незнакомая женщина снова появились на кухне. Они оживленно беседовали. Незнакомка, казалось, была чем-то очень довольна. Она раскланялась и быстро ушла.

И вот с этого момента в семье пошло все очень плохо. Я это хорошо запомнила. Меня не покидает ощущение, что эту женщину кто-то подослал. Кому-то понадобилось извести нашу семью. Но вот кто это мог быть?

Воспоминания снова перенесли меня в то время, когда все было еще хорошо и мирно в нашей семье. Ходили слухи, что мой отец женился по ошибке. Не эта женщина была ему предназначена судьбой. Когда отец выпивал, он пел одну и ту же песню, даже строчку из песни: «Называют тебя некрасивою…».

Однажды я, сама не зная почему, задала ему каверзный вопрос, вроде как в шутку: кто ему больше нравится — мама или тетушка? Отец засмеялся и сказал, что собирался жениться на тетушке, но… и развел руками.

Я пристала с расспросами к бабушке: почему так получилось, что папка хотел жениться на одной женщине, а женился на другой? Бабушка мне сказала, что, мол, подрастешь — узнаешь, что в жизни происходит не так, как хочется, а так, как ты перед Богом заслуживаешь.

А я родилась спустя год после свадьбы. И всю жизнь ощущала недостаток в моей жизни любви. Лжи и страха было сколько угодно, а вот любви был огромный дефицит! В результате я выросла ироничной, саркастичной и насмешливой. Спорт в какой-то мере помогал мне стать более решительной и твердой. Но я никогда не могла раствориться в другом человеке, даже в своих детях. Я люблю всех своих близких, но очень отстраненно. Любовь для меня стала большой загадкой. Да, впоследствии я прочитала много умных книг, начиная с Библии, и это успокоило мою душу.

Я также понимала, что спасти брак моих родителей уже ничего не могло. Вот почему бабушка с дедушкой уехали в Ригу. Они очень правильно сделали, что взяли меня с собой. Мой детский ум уберегли от скандалов и разборок. Когда я вернулась к родителям, я была уже более-менее взрослым ребенком, и разборки родителей не сильно задевали меня. Но я стала очень болеть. Астма меня мучила так, что казалось, это мои последние дни на земле. Я росла очень слабым ребенком, и мне приходилось укреплять свое здоровье всю жизнь.

Но вот что удивительно: как только я покинула отчий дом, моя астма исчезла! Я ходила на лыжах, я бегала марафоны и нисколько не задыхалась! Дети очень чувствительны к той атмосфере, в которой они растут.

Тетушкин муж-предприниматель

А что же мои детективные поиски? Мысль, что все неспроста, укоренилась во мне. Вспомнилась и еще одна история.

Муж тетушки, дядя Антонин, как уже упоминалось, был человек рукастый. Замужеством своим тетушка была очень довольна. Дети ее росли, ни в чем не зная отказа. Однако развернуться в полную силу дядюшка не мог. Запрет в социалистической экономике на частный бизнес не позволял ему держать свое дело. Кроме того, статус ветерана ВОВ тоже к чему-то обязывал.

Но все-таки дядюшка шил свои босоножки и сапожки, тапочки и туфли. Сначала он обеспечил обувью всю родню. Обувь была красивая и удобная. Дядюшка был отличный мастер по индпошиву! Какой бизнесмен не рисковал? Руки чешутся, трудиться хочется, тем более что люди готовы были покупать дядюшкину обувь за любую цену. Наша «легонькая промышленность», как известно, сильно хромала и обувью народ обеспечить не могла.

Дядюшка избегал рассказывать кому бы то ни было о своем бизнесе. Он мог бы объехать ближайшие деревни и сразу бы сорвал крупный куш. Но люди разные бывают, были и такие, кто бы настучал, и тогда ему грозила ликвидация бизнеса, средств производства и всего имущества. Не мог дядюшка легализоваться, ну никак!

И вот тогда появилась идея подключить к этому бизнесу нашу мать. Логика была, думаю, такая: если маму «заметут», то что с нее взять? Бедная женщина с тремя детьми взялась подработать у одного мужика. «Кто он, что он?» — «Не знаю, простите, гражданин начальник, так вышло».

Подрабатывала наша мама таким образом года полтора или два. Одним словом, долго. Каждые полгода ездила в Вильнюс, отвозила кассу. Отец сильно возражал, чтобы мать этим занималась. Но она была упрямая и была уверена, что всех перехитрит.

Развернулась она хорошо. Дядюшкины изделия уходили влет. Брала дорого. Дядюшке отдавала половину или процентов шестьдесят. В доме появились деньги. Приодели нас с Лелькой и братишку. Появились конфеты и вафли. Я к вафлям неравнодушна до сих пор.

В принципе, моя мать сильно рисковала, и можно было бы ей это простить, но недаром говорят, что вести бизнес с родственниками — гиблое дело. Конечно, увидев однажды женщину в деревне в «своей» обуви, дядюшка спросил, где она ее купила и за сколько. Ему ответили, как есть. Считать дядюшка умел. Тетушка просто пришла в ярость: такие деньги утаила! Ах она такая-сякая! Надо отдать должное дядюшке, он сразу сказал, что риск стоит денег, а вот тетушка долго не могла успокоиться. Маму сразу же исключили из бизнеса. Думаю, что она услышала от своих родственников много нелицеприятных слов. Отец тоже прочитал ей лекцию, но мама никогда его не слушала.

Мама неохотно возвращалась к своим обязанностям по дому. Ходила задумчивая и почти ни с кем не разговаривала. Деньги быстро закончились, и в доме опять поселились нужда, заброшенность и скандалы.

Отец упрекал мать, что она позорит семью. Позор состоял в том, что она обманула всех ближайших соседей, и люди думали плохо обо всех нас, и о детях в том числе. Мать упрекала отца за выпивку и говорила, что ей все равно, что о ней подумают люди. Думаю, что мой отец был прав: это была одна из причин, которая повлекла всеобщую людскую неприязнь к нашей семье.

Прошлое держит меня?

Мои воспоминания и размышления вызвали несколько снов на эту тему.

16.01.2000. Мне снится дед Адольф. Это мой дед по материнской линии. (О нем будет отдельный рассказ). Я куда-то иду и по дороге встречаю его. Он одет в черный костюм и очень молодо выглядит, но во сне я знаю, что это мой дед. Он снимает и демонстрирует мне свои башмаки. В них нет ничего особенного. Они обычного черного цвета. Просыпаюсь.

Я вдруг вспоминаю, что на скамейке во дворе я сегодня видела черные женские туфли. Их кто-то выбросил. Снова засыпаю и хочу попасть в сон с дедом, чтобы спросить его: что это значит?

Я снова вижу сон. Я нахожусь в комнате, сижу на постели, и передо мной стоит черный женский полуботинок на каблуке. Я беру его в руки и рассматриваю подошву этого ботинка. Я нахожу там тайник! Я вытаскиваю две металлические штучки и вместе с ними средство для чистки обуви. Я восхищена практичностью фирмы. В любой момент вы можете почистить свою обувь. Я открываю эту емкость — и просыпаюсь.

Видимо, мои размышления на эту тему дали какие-то плоды. Дед мне дает подсказку во сне, что все дело в обуви (демонстрирует мне свои туфли). Речь идет о женщине (женский ботинок на каблуке), которая потеряла поддержку рода (мое видение в реале, когда я увидела выброшенные ботинки). Все было сделано втайне (тайник в ботинке). Но есть шанс, что я все узнаю (я открываю тайник). Вообще-то, обувь снится к выбору пути. Цвет обуви показывает, какой путь следует выбрать: черный цвет — неизвестный путь, белый — правильный путь. Но в моем случае обувь мне приснилась, потому что это привело мою семью к трагической развязке, и я об этом думала.

03.09.00. Мне приснился очень длинный сон. Я опишу только один фрагмент.

Вдруг появляется яркая женщина. На фоне серого сна она действительно яркая! Она блондинка. И она говорит такую фразу: «Ее случай с продажей недвижимости не имеет ничего общего». Во сне я почему-то знаю, что эта женщина — психоаналитик.

Дальше еще интереснее. Я оказываюсь в доме. Это очень большой старинный дом в Литве. Это вроде бы мой дом. У меня есть ощущение, что дом слишком осел в землю. Нижние помещения, собственно, превратились в подвалы, но везде чисто, красиво, уютно. Я иду, иду и нахожу дверь. Я хочу выйти из дома, но дверь забаррикадирована. Перед дверью стоят шкаф и стулья, и я думаю: как же мне все это отодвинуть, чтобы выйти на улицу? Мой взгляд падает влево, и я вижу еще одну дверь, она распахнута. Я делаю несколько шагов и оказываюсь на свободе.

И тут я узнаю место, где это происходит. Это моя деревня, а дом старинный находится на холме, который у нас называли Красная гора из-за большого количества красной глины в почве. Меня окружают мои деревенские соседи.

Декорации меняются. Я оказываюсь на вокзале. На вокзале я ищу буфет и встречаю там молоденькую девушку. Я стою перед ней с тетрадкой и ручкой и спрашиваю у нее, видит ли она сны. Девушка отвечает утвердительно. Я спрашиваю у нее, может ли она довериться мне, я хочу записать ее сон. Девушка соглашается рассказать мне свой сон. Я записываю: Аня, 16 лет. А из ее рассказа я запомнила только несколько фраз: «Я иду через лес. Я хочу завалить все деревья. Но у меня ничего не получилось». В процессе записывания сна я думаю: «Хорошо, что у тебя ничего не получилось». Просыпаюсь.

Чтобы растолковать этот сон, я решила применить автоматическое письмо и драматизацию. Понятно, что это сон о личностном росте: мое Я сильно изменилось за это время и очень повзрослело (большой старинный дом).

Осевший фундамент говорит о том, что я никак не могу распрощаться с прошлым. Прошлое держит меня. Здесь у меня остались какие-то незавершенные дела. Меня ждут еще большие изменения (вокзал), и мне потребуется для этого мощная энергия (поиск пищи).

Одна часть меня стала во сне профессиональным аналитиком и контролирует мою другую часть личности — молодую, взбалмошную и агрессивную. Это Аня (читай наоборот: Яна!). Девушка, которая хочет завалить все деревья в лесу! Теперь она под контролем психоаналитика…

Это хороший и знаковый сон. Он указывает на упорядоченность моей психики, на стабилизацию. Но что вызвало расщепление в моей психике на психоаналитика и девочку-подростка?

«Когда аналитическая психология выводит на поверхность сознания так называемую Тень, следствием ее оказывается расщепление, обострение противоречий, которые, в свою очередь, стремятся к выравниванию и единству… Столкновение противоположностей может поставить нашу психику на грань слома». Согласно К. Г. Юнгу, символы и мифы, правильно понятые и усвоенные личностью, могут способствовать объединению расщепленных частей. То, что в прошлые века открывалось человеку мифом — добро и зло, добродетель и порок, — называется Юнгом как бессознательное. Однако «бессознательное как источник силы, не будучи «окультурено» сознанием, станет разрушительным. Таким образом, главное лекарство от погружения во зло — это самосознание индивида, его воля к познанию истины и рефлексия». Как видим, моя психика тоже стала заново структурироваться.

(https://www.b17.ru/artikle/329673/?utm_referer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com)

Итак, чтобы получилось автоматическое письмо, надо сосредоточиться на своей мысли и писать все, что приходит в голову на эту тему. Можно еще и по-другому. Поставить два стула один против другого и пересаживаться попеременно с одного стула на другой, когда вы будете играть роли.

Вот что получилось у меня.

Психоаналитик: «Ее случай с продажей недвижимости не имеет ничего общего».

Янина: «Что ты имеешь в виду, когда говоришь это в моем сне?».

Психоаналитик: «Твой случай очень сложный. Ты встала на пути своей судьбы. На вашем роду лежит проклятие, которое в конечном итоге должно было стереть с лица земли весь ваш род. Братья отца рано умерли именно поэтому. Твои брат и сестра унаследовали часть этой судьбы. Ты же встала на пути этого проклятия, ты одна не подчинилась ему. Тебе приходится выносить тяжелые испытания, но они уже на исходе, скоро путь откроется…».

Янина: «А при чем здесь недвижимость?».

Психоаналитик: «Твой дом и землю продадут родственники чужим людям, без твоего ведома, но так нужно. У тебя другие задачи: выжить…».

Приблизительно в это же время тетушка написала мне письмо. Тетушка описывает в письме мой край, мой дом, соседей и сообщает о здоровье моей мамы:

В этом году было много черники. Даже я с Витой ездила на коняшке в Иодыни за черникой. Так давно там не была, лет десять. Так интересно, за это время все изменилось, дорога через лес совсем иначе выглядит. Ваших построек почти нет. Хлевок перевезли в Зависишки (соседняя деревня). Хата развалилась, стоит только труба, построенная моим отцом в 1957 году (дед Адольф клал печь в нашем доме? Я не знала).

Я это помню, тебе был всего один годик. Около хаты вырос большой куст и красиво прикрывает бревна. В Иодынях теперь три хаты, и живут три человека. В лесу мы были полдня, черники набрали очень много.

Весной ездила к твоей маме, проведала. Она выглядит хорошо, здоровье все то же. Меня она узнает и рада, как увидит, ни о ком больше не спрашивает, ни о ком не заботится. А для нее все готово: в тепле, чисто одета, обута и накормлена.

Про Рому (мой брат) ничего не знаю, адрес ваш не передала. Эдик (брат отца) Рому разыскал, когда брал землю, хотел с ним делиться, но Рома отказался. Рома сам мне об этом сказал. Я спросила: «Почему?» — а он ответил: «Я же человек…». (Очень интересно, что имел в виду мой брат, когда говорил это? Кому нужнее земля: племяннику-сироте или взрослому дяде с хорошим социальным статусом? А почему про меня забыли?) А я ему ничего в наследство не предложила, так как он отказался навещать мать. А дед Козелло (Адольф Романович) мне сказал: «Все оставляю тебе, но если Ванда (моя мать) что-нибудь попросит, не отказывай ей».

23.08.2002. Кимбартишки

Что могла попросить Ванда, признанная недееспособной? А внуки что? Внукам дедушка ничего не завещал? Может, это и есть тот самый тайник в черном ботинке, что мне приснился? Занимательный детектив, не правда ли?

Мама заболела

Что же происходило дальше? На склоне лета, где-то в августе, мама совсем перестала заниматься домашним хозяйством. Она ходила по дому хорошо одетая, как будто кого-то ждала. Она попеременно подходила то ко мне, то к Лельке, то начинала искать Рому.

Она гладила нас по голове и говорила странные вещи. Вроде того, что ее сейчас заберут куда-то, за ней и днем и ночью следят, но она не преступница, все врут… И начинала плакать. Нам было странно все это слышать. Будучи здоровой, мама нас не гладила по голове и не жаловалась нам. Чем мы ей могли помочь?

Наши дачники, которые, как всегда, снимали у нас полдома на лето, тоже между собой переговаривались и сочувственно смотрели в нашу сторону. Мы с Лелькой снова вели хозяйство. Дачники, видимо, посоветовали отцу отвезти маму к врачу. Отец посадил ее на мотоцикл и повез в Тильже к нашей акушерке, которая срочно вызвала скорую и отправила маму в больницу соответствующего профиля.

В этот день, когда маму отправили в больницу, к нам зачем-то приехал дядя Антонин с дочкой Витой. Тетушка в этот раз не приехала. Узнав, какое горе постигло нашу семью, дядюшка задумчиво походил по двору, поговорил с дачниками, сел в машину и уехал. Какое-то время мама еще будет появляться дома, но она уже будет совсем другим человеком, хозяйство забросит. Интересы ее будут самыми примитивными: поесть, поспать и выпить. Тетушка больше никогда не появится в нашем доме.

Поездка к тетушке в Литву

И вот мне снится такой сон.

22.08.03. Очень тревожный сон. Все происходит будто бы в Питере. Нева вышла из берегов. Я вижу, что вода поднялась до фундаментов домов. Дома хорошие, крепкие, красивые.

Я иду по набережной и вижу, как моя тетушка падает в Неву, ей спешат помочь люди, она быстро оказывается на поверхности. Рядом появляется и дядя Антонин, и мы все вместе оказываемся уже в деревне моего детства, в Йодынях. А оказавшись в деревне, мы идем в баню.

Я вижу тут и свою двоюродную сестру Виту и здороваюсь с ней, но она мне не отвечает.

Потом я вижу своего двоюродного брата Витольда и спрашиваю его: «Сколько тебе лет?» — «Двадцать пять», — отвечает он. «Я бы не сказала, — говорю я, — тебе двенадцать, ну самое большое — пятнадцать лет…». Затем я осознаю, что мой брат Витольд умер и было ему не больше двадцати пяти лет.

Этот сон повествует о том, что произошло в семье тетушки за тот период, пока мы с ней не виделись.

Витольд дружил с моим братом. Они были погодки. Рома жил один в нашем деревенском доме. Отец уже жил и работал в Висагинасе. Тетушка и дядюшка всячески запрещали Витольду водиться с моим братом. Они считали его человеком с дурными наклонностями, малолетним алкашом и уж никак не родственником, хотя брат имел работу и жил на свои деньги. Витольд страшно сопротивлялся такому деспотизму своих родителей.

Однажды он сильно напился и пришел поговорить с матерью, а тетушка выгнала его из дома. Он пришел и спросил: «Что мне делать, мама?». Жизнь его никак не складывалась. Женился на одной девушке, родился ребенок — бах, ребенок погиб. Женился на другой — не сошлись характерами. Взял жену с ребенком — тоже не смогли жить вместе… Вот что за напасть? И тогда случилось непоправимое. Моя бедная тетушка, злясь и раздражаясь на своего непутевого сына, сказала ему: «Раз ты не знаешь выхода, раз не можешь бросить пить, то иди и вешайся тогда!!!». И Витольд сделал так, как сказала мама…

Река, вышедшая из берегов, — это чувства и эмоции, их очень много. Это беда. Так и было: тетушка хоронила сына.

Я иду с родственниками и попадаю в деревенскую баню. Сон говорит, что я и мои родственники должны испытывать чувство вины. Мы все виноваты в том, что происходит.

Диалог с Витольдом о возрасте мне непонятен. Скорее всего, это указан возраст души моего двоюродного брата. У меня в дневнике отмечен 2028 год почему-то. Что это за год? Какое за ним скрыто будущее? Я пока не знаю.

Сестру Виталину я тоже увидела не просто так. Прошло немного времени после смерти Витольда, и Виталина попала в автомобильную аварию, ее сбила машина. Она еле выжила. Так одним махом тетушка потеряла сына и чуть не лишилась дочери.

За что судьба так немилосердно отнеслась к тетушке? Нервные срывы подорвали ее здоровье и привели к тяжелой форме диабета.

Когда я приехала проведать мать, а потом через год приехала на ее могилу, я неожиданно узнала, что моя тетушка была ученицей у цыганки. Она сама мне почему-то стала об этом рассказывать. Моя тетушка сознательно изучала цыганскую магию?! И если изучала, то, наверно, и применяла там, где, с ее точки зрения, без магии нельзя было обойтись…

Встретила меня тетушка тоже своеобразно. Дверь в доме она подпирала голиком (веником на палке, которые рисуют в детских книжках про Бабу-Ягу). Когда я хотела войти в дом на правах гостя, тетушка меня отодвинула и сказала: «Сначала я!». Я произнесла обычное в этих случаях при входе в чужой дом: «Славу Отцу и Сыну, и Святому Духу», только на польском. Тетушка раскинула приветливо руки, заулыбалась и сказала мне, так сказать, отзыв: «Во веки веков слава!». Радость ее была неискренней. Но ничего не поделаешь.

В реальной жизни меня преследовали цыгане! Я никогда не останавливалась, когда они меня цепляли, старалась пробежать мимо. Однажды маленький цыганенок чуть не вытащил у меня кошелек, когда я садилась в автобус. Я увидела маленькую и грязную худую ручонку и шлепнула по ней ладонью. Цыганенок отдернул руку: кошелек был спасен! Потом в метро та же самая история! Вот, оказывается, в чем дело… И сны мне снились с участием цыган. Я понимала, что это какой-то большой обман, но в чем он заключается, я понять не могла.

И вот однажды снится мне очень страшный сон про цыган.

21.06.06. Я долго летела в каком-то пространстве и прилетела в какой-то дом. Дом мне незнаком, но во сне я его ощущаю, как свой. Я слышу стук в дверь и спрашиваю: «Кто там?». Мне никто не отвечает. Я подхожу к двери, дверь уже полуоткрыта, и за дверью стоит какая-то темная женщина. Во сне я знаю, что она цыганка. В руках у нее отмычка. Я понимаю, что этот дом мне больше не принадлежит. Через мгновение жилище заполняется множеством темных людей. Это мужчины и женщины.

Я снова куда-то лечу, а когда возвращаюсь, вижу: эти люди моют лестницу, ведущую в дом. Я в ярости заявляю: «Напрасно вы делаете вашу работу!». Мой язык плохо двигается, мне трудно идти, пространство какое-то вязкое, душное, но я снова и снова пытаюсь пройти в этот дом, и я накладываю крестное знамение и призываю: «Сгиньте именем Христа!». Я прорываюсь к дверям дома.

На пороге стоит толстая темная женщина, она выхватывает ключ, но этот ключ больше похож на нож: это и ключ, и острый предмет для нанесения ран врагу. Я понимаю, что в это жилище мне уже не пройти, и просыпаюсь. Меня еще долго трясет от этого сна, и на глаза наворачиваются слезы.

Сон явно говорит, что на меня оказывается магическое воздействие. Если бы во сне я не осознавала, что это цыгане, можно было подумать, что это зарождение какой-то болезни. Во сне меня вышвыривают из дома, завладевают им бандитским способом, угрожая мне ножом-ключом! Ключ в руках темной женщины говорит о том, что она знает какую-то мою тайну. Я активно противостою этим людям, но моя магическая формула: «Сгиньте именем Христа» — не действует. Это люди из другого мира. Это чуждая мне энергия. И во сне я осознаю, что в результате этого нападения у меня будут потери.

Этот сон мог явиться вестником того, что мои родственники делят наше подворье, разбирают наш дом в деревне, продают землю. Меня об этом никто не уведомил и не спросил, меня уже вынесли за скобки, и меня как бы уже не существует.

Я стала собираться в Литву. Заказала загранпаспорт. Оказалось, что уроженцам Литвы не надо платить пошлину. Но для этого тетушка должна прислать мне справку из сельсовета, что я действительно родилась в Литве. На это ушло довольно много времени.

За это время мне приснилось несколько снов.

08.10.09. Мне снится незнакомая местность. Я вижу незнакомую женщину. Во сне я знаю, что она ясновидящая, ее зовут Карма, она цыганка. У меня появляется мысль во сне: мол, неплохо было бы у нее погадать. Но я так и не отважилась на это. Рядом с ней я увидела двух мальчиков лет десяти. А затем услышала голос в сновидении: «Яна, отпусти все!». И на этом я проснулась.

Сон говорит о том, что все зашло слишком далеко. Искать справедливость — бесполезное занятие. И гадать незачем. Тетушка изменилась до неузнаваемости. Она стала такой же цыганкой, у которой училась: хитрой, циничной и равнодушной ко всему, кроме денег.

29.01.10. Мне снится сон, что ко мне приехали в гости тетушка и моя двоюродная сестра Виталина. Я куда-то с ними отправляюсь. И вдруг они теряются. Я бегаю, ищу их: повернула на одну дорогу — там их нет, выбегаю на другую дорогу — и там их нет. Кто-то тронул меня за плечо. Это почему-то какой-то итальянец. Я его не знаю, а он мне что-то пытается объяснить на итальянском языке. Итальянский я не знаю.

Вдруг дороги эти становятся совсем странными. Это уже не дороги, это какой-то лабиринт… По обе стороны дороги возвышаются стены! Я выбрала дорогу с сельским пейзажем и пошла туда. Вижу, едет автобус желтый. Я обрадовалась: сейчас сяду на автобус и уеду. Но автобус тоже какой-то странный: за ним развевается огромный желтый и очень длинный шлейф. Очень удивленная, я… просыпаюсь.

Сон показывает: мои родственники не со мной. Они отгораживаются от меня (стены). Мы говорим на разных языках (итальянец). Их окружает много лжи (лабиринт), а я человек искренний и простой (сельский пейзаж). Мои родственники меня предают (желтый — цвет предательства и цвет золота, притягивающего взгляды алчных людей и мошенников). Они распускают обо мне нелицеприятные слухи (желтый автобус со шлейфом).

Мне было очень тягостно находиться в доме у тетушки. Я, не подумав, что мы виделись где-то лет двадцать тому назад, взяла отпуск на две недели. По сути, мы уже стали чужими людьми, хотя в моей душе не было отчуждения, когда я собиралась ехать. Но, побывав в доме у тетушки, я ощутила чудовищное одиночество и печаль.

Тетушка разговаривала со мной так, как будто я была школьницей. Выговаривала мне за мать. И хотя я могла ответить на каждое тетушкино обвинение, я молчала. Я приехала сюда не для того, чтобы ссориться с тетушкой, а чтобы поставить точку в своем прошлом. В меня ничего не проникало, я слышала одни фальшивые ноты в ее якобы гневной речи.

Когда я уезжала, тетушка развела руками: мол, нечего тебе дать в дорогу. Потом она почему-то решила отдать мне какие-то документы о маминых похоронах: свидетельство о смерти и счет за похороны. Я тетушке оставляла деньги для этих целей. Видимо, она это с трудом, но вспомнила и сказала: «Ладно, ты нам больше ничего не должна». Тетушка принесла мне какие-то вышитые тряпочки: типа, это тебе о маме на память осталось. Я долго их разглядывала. И вспомнила: мама хранила эти тряпочки в своем «чудесном» шкафу. Это были наши с Лелькой вышивки! Мы вышивали их и когда-то дарили маме на Рождество!

Я повидала родственников, встретилась со своей золовкой, пообщалась с племянницей, потом забрала ее с собой в Санкт-Петербург, и девочка гостила у нас две недели.

Мои сны о Литве исполнились полностью. Я побывала на месте своего бывшего дома. От него ничего не осталось. Тетушка описывает в письме стены и печную трубу, а я уже не застала ничего! Ровное поле! Колхозные поля зарастают лесом, озеро заболачивается. Людей, проживающих вокруг него, становится меньше и меньше. Атомную станцию на озере закрыли. В деревнях живут одни старики. Молодежь в основном обитает в ближайших городках или за границей.

Я побывала на всех кладбищах, где похоронены мои близкие. Договорилась с золовкой, что она поставит памятник брату. В течение года высылала ей деньги, как чувствовала. Золовка окончила курсы медсестер и уехала в Германию. Сейчас живет там и возвращаться не собирается. А племянница, что приезжала со мной в Санкт-Петербург, уехала в Англию, окончила там колледж по дизайну и работает в молодежном клубе аниматором.

Тетушка меня опять удивила, когда я поехала с ней на кладбище. Вижу, стоят памятники: деду, бабушке, Витольду — и тут же рядом тетушка установила памятник себе! Написала фамилию, имя, отчество, дату рождения, тире — и вот… ждем-c, так сказать!

Судя по сну, который рассказала мне моя тетушка, Бог ее любит. И умрет она еще не скоро.

А приснилось тетушке, что едет она на велосипеде по той самой дороге из Тильже в Кимбартишке и перед ней огромная арка, украшенная цветами, лентами и шарами, — так обычно встречают победителей. Едет тетушка и чувствует, что она единственный победитель в этом мире. Никто и ничто не может ей помешать. Никто и ничто не может ее остановить. Она вся исполнена радости и абсолютного счастья…

Духу (Богу, Орлу) все равно, кто вы — злодей или святой.

«Орел — сила, правящая судьбой живых существ, — видит всех этих существ сразу и совершенно одинаково. Поэтому у человека нет никакого способа разжалобить Орла, просить у него милости или надеяться на снисходительность. Хотя Орла и не волнуют обстоятельства жизни ни единого живого существа, каждому из них он сделал дар. По-своему, своими собственными средствами каждое из них, если пожелает, может сохранить силу осознания, силу не повиноваться зову смерти и тому, чтобы быть пожранным. Каждому живому существу была дарована сила, если оно того пожелает, искать свой путь к свободе и пройти через него».

(К. Кастанеда. Т. 5–8. М.: София, 1999, с. 274)

Тетушка яростно боролась за свою жизнь, отметая все, с ее точки зрения, несущественное. Она не захотела делиться со своей сестрой и с ее детьми наследством, присвоив себе все, что дед отписал для обеих сестер, считая, что младшая сестра — ее вечная должница. Никакого сопротивления она не встретила. Победитель, как известно, получает все… и победителей не судят! И ее сон именно об этом…

Эту победу омрачало только одно — страх возмездия. Я это чувствовала, когда разговаривала с ней. Она так старалась вбить в меня чувство вины за мать… На нее, мол, упала такая ноша — больная сестра, от которой отказались дети.

У меня на этот счет были совсем другие сведения. Это не мы от мамы, а мама сама от нас отказалась. Бросила и ушла. Семья настолько стала ей невмоготу, что она ушла из дома. Ее нашли и вернули. А вот потом она сошла с ума. После того как тетушке не понравилось, что ее сестра за работу взяла слишком много денег.

Но я молчала. Да и в чем я могла ее обвинить? Ведь она могла точно так же стать моей матерью, если бы не ее младшая дерзкая сестра… Тетушка не могла простить сестру и поэтому угрожала разными проклятиями всем родственникам по моей линии. Во мне она наткнулась на сопротивление, я не захотела «повиноваться смерти и быть пожранной», как все мои остальные родственники. Надеюсь, тетушка поняла, что в отношении меня никакие цыганские чары не сработают.

В день отъезда тетушка пошла меня провожать до остановки. Я стала ее уговаривать, чтобы она не мучила себя: мол, я сама доеду, — но тетушка все равно пошла со мной. Автобуса долго не было, и тетушка стала говорить, как она счастлива, повидав меня. Прощаясь, она обняла меня и заплакала. Меня накрыла волна нежности к этой пожилой женщине, в душе родилось теплое чувство. Она снова была моей любимой тетушкой, как в детстве. Остальное не имело значения…

О ста заболеваниях

Санкт-петербургский писатель и психолог Виталий Богданович приводит в своей книге «Территория транссферинга, или Есть ли жизнь до смерти» текст древнекитайского трактата «Рассуждение о ста заболеваниях». Этот трактат полезен, с моей точки зрения, для медитаций, да и просто для размышлений о жизни.

Итак, Лао-Цзюнь молвит:

«Если желаешь спастись от катастрофы, разрешить проблемы, то лучше всего предотвратить их появление в твоей жизни. Чтобы легко излечить недуг, исправить болезнь, лучше всего подготовиться к этому заранее.

Чтобы человек мог достичь счастья, чтобы счастье его не покинуло, следует не остерегаться опасностей, а, наоборот, стремиться к счастью. Не нужно ждать, пока процесс завершится, а следует применять снадобья-лекарства.

Есть такие правители, что не способны сохранять алтарь в центре поля. Есть такие личности, которые не способны сохранить целостность, ведущую к долголетию. Человек же мудрости стремится к благополучию посредством сохранения состояния, когда нет еще предвестий ухудшения состояния. Он избавляется от беды, когда она еще не возникла. Ведь катастрофа развивается мало-помалу. Болезнь вырастает по крохам.

И если человек делает незначительные усилия по направлению к добру, то не происходит нарастания в развитии болезни. Поэтому болезнь не может возникнуть. Когда же он совершает небольшие прегрешения, то болезнь не убавляется, и потому невозможны изменения к лучшему.

Если не накапливать добро помалу, то не сможешь сформировать великой моральной силы — ДЭ. Если не останавливаешься в малых прегрешениях, то сформируешь большое преступление. Здесь самое основное, которое дает нам возможность понять, откуда что возникает».

Вот сто основных болезней.

Не соблюдать постоянства в радости и гневе — это болезнь.

Забывая о законах жизни, преследовать личную выгоду — это болезнь.

Стремиться к наслаждениям, разрушая моральную силу ДЭ, — это болезнь.

Все силы своего сердца сосредоточить в одной любви — это болезнь.

В гневе желать кому-то смерти — это болезнь.

В безудержной алчности не видеть собственных прегрешений — это болезнь.

Унижая людей, возвышать себя — это болезнь.

В произвольных изменениях попустительствовать себе — это болезнь.

В легкомысленном тоне говорить о радостных событиях — это болезнь.

Из-за превосходства в знаниях презирать людей — это болезнь.

Ради сохранения комфорта доходить совершения плохих поступков — это болезнь.

Пользуясь властью, творить произвол — это болезнь.

Отрицая других, утверждать себя — это болезнь.

Обижать одиноких и слабых, небрежно обращаться с ними — это болезнь.

Пользуясь силой, побеждать людей — это болезнь.

Будучи сильным и влиятельным, предаваться лени — это болезнь.

В речах стремиться к победе над человеком — это болезнь.

Считать людей кривыми, а себя прямым — это болезнь.

Прямотой наносить вред людям — это болезнь.

Делая зло людям, радоваться себе — это болезнь.

Брать взаймы и забывать о возвращении долга — это болезнь.

В радости и в гневе гордиться собой — это болезнь.

Считать людей глупыми, а себя мудрецом — это болезнь.

Восхвалять себя за свои заслуги — это болезнь.

Обсуждать прегрешения людские — это болезнь.

Быть недовольным собой из-за того, что приходится трудиться, — это болезнь.

Пустое принимать за реальное — это болезнь.

С радостью говорить о чужих просчетах — это болезнь.

Гордиться перед людьми своим богатством — это болезнь.

В связи с высотой положения презирать людей — это болезнь.

Будучи бедным, завидовать богатству — это болезнь.

Будучи в низком положении, злословить по поводу высокопоставленных — это болезнь.

Клеветой на людей добиваться расположения — это болезнь.

Выставлять напоказ свою моральную силу — это болезнь.

Ставить себе в заслугу победу над другим человеком — это болезнь.

Из-за своих интересов нарушать справедливость — это болезнь.

Из-за любви к себе поступать вопреки здравому смыслу — это болезнь.

Подвергая опасностям людей, добиваться покоя для себя — это болезнь.

Ревновать мужчину или женщину — это болезнь.

Из-за вспыльчивости идти наперекор — это болезнь.

Много ненавидеть и мало любить — это болезнь.

Обсуждать правоту или неправоту других людей — это болезнь.

Стараться переложить ответственность с себя на других — это болезнь.

Из-за любви к искусству отвергать монашество — это болезнь.

Определять достоинства и недостатки других людей — это болезнь.

Считая, что люди притворяются, ждать веры по отношению к себе — это болезнь.

Не проявлять милость по отношению к несущему наказание — это болезнь.

Делая добрые дела, ждать воздаяния — это болезнь.

Отдав что-то людям, сожалеть об этом — это болезнь.

Любя себя, с негодованием относиться к тому, кто указывает на твои ошибки, — это болезнь.

Ругать любую живую тварь — это болезнь.

Сбивать с пути Дао и чинить препятствия людям — это болезнь.

Злословить по поводу больших талантов — это болезнь.

Таить зло на людей, которые превзошли тебя, — это болезнь.

Добавлять в питье ядовитые снадобья — это болезнь.

Не сохранять равновесия в сердце — это болезнь.

Шумно суетиться по поводу мудрости — это болезнь.

Хранить в памяти старую неприязнь — это болезнь.

Не принимать увещеваний и советов — это болезнь.

Внутри не испытывая настоящих чувств, проявлять вовне родственность — это болезнь.

Побеждать человека посредством подачи официальных бумаг — это болезнь.

Беседовать с глупцом — это болезнь.

В нападении не соблюдать законов-правил — это болезнь.

Любить себя за то, что поступаешь правильно, — это болезнь.

Много сомневаться и мало верить — это болезнь.

Смеяться над сумасшедшими и безумными — это болезнь.

Вести себя раскованно, не соблюдая норм ритуала, — это болезнь.

Некрасивые высказывания и злые слова — это болезнь.

С пренебрежением и непочтительностью относиться к тем, кто старше или младше тебя, — это болезнь.

В тяжелой ситуации совершать легкомысленные действия — это болезнь.

Плохие манеры и недостойные реакции — это болезнь.

В запутанных ситуациях полагаться только на себя — это болезнь.

Стремиться к веселью и любить смеяться — это болезнь.

Находить радость в запретах и ограничениях по отношению к людям — это болезнь.

Быть двуличным и льстивым — это болезнь.

Стремиться к приобретению посредством обмана — это болезнь.

Если слишком болтлив — так, что тебе нельзя доверять, — это болезнь.

Напившись допьяна, разнузданно распевать песни — это болезнь.

Ругаться по поводу ветра и дождя — это болезнь.

Говоря злые речи, желать погибели — это болезнь.

Поучать людей делать аборты — это болезнь.

Вмешиваться в чужие дела — это болезнь.

Подглядывать тайно в отверстия и щели — это болезнь.

Взять в долг и уклониться от уплаты — это болезнь.

Поворачиваться спиной к речам, которые отличаются от твоей точки зрения, — это болезнь.

Любить угнетение и жестокое обращение — это болезнь.

Приставать с заигрываниями и быть в этом назойливым — это болезнь.

В связи с заблуждениями наносить вред людям — это болезнь.

Шаря в гнезде, разбивать яйца — это болезнь.

Вырезать зародыш и расчленять тело — это болезнь.

Причинять вред огнем и водой — это болезнь.

Смеяться над слепыми, глухими и немыми — это болезнь.

Побуждать людей выйти замуж или жениться — это болезнь.

Побуждать людей совершить нападение — это болезнь.

Подстрекать людей делать зло — это болезнь.

Покидать любимых из-за несчастья в доме — это болезнь.

Навлекать беду, нарушая закон Дао, — это болезнь.

Увидев, тут же стремиться к обладанию — это болезнь.

Силой отнимать принадлежащее другим — это болезнь.

Лао-Цзюнь говорит: «Если способен, читая и помня, устранить эти сто болезней, тогда не будет бед и усталости. Боль и болезнь пройдут сами собой. Ты переправишься через море страданий, и если сложности и опасности возникнут у детей и внуков твоих, то они обретут помощь свыше».

Эти сентенции очень похожи на православный катехизис: не убий, не укради, не пожелай и т. д. Это указывает лишь на то, что каждый народ в любые времена стремился соблюдать гигиену своей души. И совершенно верно замечено, что болезни души возникают исподволь, малыми крохами — и душа наша мало-помалу черствеет, не замечает сначала мелких проступков, а потом и преступлений.

Нечто подобное случилось и в моей семье: люди немножко ругались, немножко выпивали, немножко не работали, немножко не смотрели за своими детьми, а в результате — все несчастны, и большинство уже на Том Свете, а могли бы жить да жить…

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Жизнь есть сон предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я