В 1892 году старший брат книгоиздателей М. и С. Сабашниковых – Фёдор Васильевич Сабашников (1867 – 1927) – выкупил манускрипт «Кодекса о полете птиц» и год спустя выпустил тиражом 300 экземпляров первое в истории печатное издание рукописи Леонардо да Винчи. Издание включало факсимильную копию Кодекса, расшифровку и перевод на итальянский и французский языки, было посвящено королеве Италии Маргерите Савойской, а оригинал рукописи был преподнесен королю Италии Умберто I. Жизнь и наследие Леонардо да Винчи всегда были полны тайн, загадок и открытий. Не менее увлекательны приключения самой рукописи Кодекса, обнаружение и покупка его Фёдором Сабашниковым, подготовка к изданию и последовавшие за этим события. Книга раскрывает полное драматических поворотов переплетение судеб участников этой эпопеи, оставивших яркий след в истории России и Италии. В издание включены также изображения всех листов «Кодекса о полете птиц» и впервые – полный перевод рукописи Леонардо да Винчи на русский язык. Яна Владимировна Некрасова, закончила филологический факультет Санкт-Петербургского Государственного Университета. С 2002 года живет и работает в Риме. Блогер и автор ряда публикаций, сотрудничает с русскими и итальянскими издательствами. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Фёдор Сабашников и Кодекс о полете Леонардо да Винчи предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Мечта летать
Мечта летать — одна из самых исконных в истории человечества и сопровождает людей с незапамятных времен, что подтверждают самые древние мифы и легенды, дошедшие до наших дней. Но никто так не стремился к этой мечте, с такой настойчивостью и методичностью, как Леонардо. В общей сложности он посвятил этой теме более тридцати лет, с 1482 по 1515 годы. Это практически единственный предмет, наряду с анатомией, к которому он не потерял интерес и неоднократно возвращался на протяжении всей своей жизни.
Его исследования о полете можно разделить на два основных блока: совершение полета с механической точки зрения, как он сам определял «strumentale», и изучение полета птиц. Эти два направления соответствуют двум периодам его жизни: первый, когда в нем преобладал инженер, изобретатель, техник, и второй, когда Леонардо выступал больше в качестве натуралиста, исследователя, ученого. Начав с практических экспериментов, с годами Леонардо разработал целую теорию на основе своих наблюдений и сформулировал ее в глобальную концепцию о полете.
Значимость исследований Леонардо заключается еще и в том, что он наверняка ничего не знал о других, предшествующих его труду опытах, поскольку о них не осталось никаких задокументированных свидетельств, поэтому мог выстроить свою теорию о полете только на основе своих собственных экспериментов, наблюдений и размышлений.
Первые исследования Леонардо на тему полетов относятся к его миланскому периоду при дворе Лодовико Моро, с 1482 по 1499 годы. В то время он сделал свой самый первый рисунок летательного аппарата. Есть мнение, что Леонардо и сам неоднократно предпринимал попытки полета, но скорее всего неудачные. Если бы ему удался хоть один из экспериментов, хотя бы частично, неужели не дошел бы до нас этот факт, как это произошло с другими его экспериментами, пусть даже провальными? Кстати, одна из легенд гласит, что его ученик и друг Томмазо Мазини, известный под псевдонимом Зороастро, испытал одну из летательных машин, созданных Леонардо, пролетев 1000 метров, после чего неудачно упал, сломав себе ноги, но выжил.
Леонардо хотел выяснить, каким образом человек может махать механическими крыльями с такой силой и быстротой, чтобы сжать воздух под ними и подняться вверх, точно так же, как это делают птицы. Для этих опытов он сконструировал различные виды крыльев, прообразом для которых послужили крылья птиц, насекомых, летучих мышей и летучих рыб. Модели этих конструкций дошли до наших дней. Но в итоге он пришел к заключению, что человек не сможет достигнуть того же результата и эффективности, что и птицы. Можно сделать искусственные крылья, чтобы летать, но кроме этого нужна летательная машина из относительно легких материалов и источник энергии, который бы приводил ее в движение, поскольку мощности человеческих мышц недостаточно.
И если попытки создания летательного аппарата не привели к успеху, то до нас дошли два других уникальных изобретения Леонардо, без которых невозможно представить современный мир: парашют (проект, датированный приблизительно 1485 годом, представлявший из себя жесткую структуру пирамидальной формы, диаметром в основании 7,20 м и высотой 7,20 м, из накрахмаленного льна, компактного и не пропускающего воздух) и вертолет (своего рода воздушный винт, предшествующий созданию аппарата, вертикально поднимающегося в воздух, который Леонардо разработал, отталкиваясь от учений Архимеда).
После своего миланского периода, Леонардо посвятил последующее десятилетие, совпадающее по времени с его возвращением во Флоренцию, углубленному изучению полета птиц и воздушных потоков. Это были непростые, даже тягостные для Леонардо дни после его провальной попытки создать фреску Battaglia di Anghiari — «Битва при Ангьяри». Речь идет об утраченной фреске Леонардо да Винчи, над которой он работал в период с 1503 по 1506 годы, предназначенной для украшения одной из стен зала Большого Совета в Palazzo Vecchio
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Фёдор Сабашников и Кодекс о полете Леонардо да Винчи предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других