Фото: Роберто Базиле (www.robertobasilephoto.eu), Александр Лепешкин, Михаил Лагоцкий
Фото на обложке: Gianni Berengo Gardin/Contrasto/East News
© Ипполитов А.В., 2012
© Кацман Ю. М., дизайн-макет, 2012
© ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус», 2019
КоЛибри®
***
Александр Ипполитов — литератор, искусствовед, куратор нашумевших выставочных проектов. Уже много лет он является хранителем итальянской гравюры в Государственном Эрмитаже. Особенность его творческого метода — энциклопедическая осведомленность, юлестящий литературный стиль, а также свободное, ассоциативное мышление, позволяющее ему без видимых усилий перелетать из одной эпохи в другую, выстраивать смелые и остроумные концепции, раскрывать тайные коды в истории мирового искусства.
«Образы Италии XXI» — это попытка заново расшифровать итальянский код в русской истории и русской душе. Это поклон Павлу Муратову и его великой книге «Образы Италии». И еще это поразительное путешествие в глубь веков с лучшим гидом, какой только может быть.
(Фото Александр Лепешкин)
***
Эта книга — увлекательное и интригующее чтение. Ее можно читать с любого места, а потом перечитывать, возвращаясь многократно — как и в те места, о которых написано. Неожиданные открытия и живые впечатления делают вас не уставшим туристом, а заинтересованным и проницательным попутчиком.
Татьяна Друбич, актриса
Писать о пластике, о живописи так же тяжело, как и о музыке. Как одеть в слова смутные чувства, воспоминания, восторг, печаль, которые пробуждают в душе живописное полотно или соло скрипки? Ну Рескин, Фромантен, у нас Абрам Эфрос и Павел Муратов — писателей, владевших этим волшебным даром, в истории культуры можно пересчитать по пальцам. И вот я был невольным свидетелем чуда — искусствовед Аркадий Ипполитов оказался прирожденным, ни на кого не похожим писателем такого класса.
Я давно жду эту книгу, мне не терпится взять ее в руки, полистать, вдохнуть типографский запах. А потом, как водится, залечь на диван, вырубить телефон и, никуда не торопясь, наслаждаться с первой строчки…
Андрей Смирнов, режиссер
Ипполитов написал страннейшую, потрясающую воображение книгу неопределимого жанра. Это угловато-нежное, горько-сладкое ламенто неизвестным гуманитарной науке способом напоминает одного из своих персонажей — Миланский собор.
Леонид Десятников, композитор
Каждый, кто любит культурный туризм (а я его очень люблю), должен немедленно купить эту книгу.
Татьяна Толстая, писатель
Книга о романе русской культуры с Италией. «На севере диком стоит одиноко на голой вершине сосна». И не одно столетие грезит о пленительном пластическом юге. Этот сон, сегодня почти неуловимый, бессвязный, распавшийся на ассоциации, Ипполитов — в поисках утраченной культуры — собирает с помощью синтаксиса. Пока жива русская речь, пока она льется и вьется, ничто не утрачено, все восстановимо.
Александр Тимофеевский, литератор, журналист