Современные литературные сказки о Сугробихе, как и все сказки на свете, показывают взросление главного героя. Пройдя вместе с Венькой, юным жителем Сугробихи, через волшебные испытания, которые преподносит необычная деревенская жизнь, читатели этой книги станут умнее и добрее, находчивей и мечтательней… Опыт, который даёт юному читателю погружение в сказочный мир Сугробихи, пригодится ему и во взрослой жизни.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Свет в Шипучем овраге. Сказки из Сугробихи предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Свет в Шипучем овраге
Урок рисования вышел печальным. Да и как не грустить… Веньке и остальным ребятам нужно рисовать конюха Овёсыча, а тот пришёл в школу с синяком.
Синяк он принёс на лбу. Идёт и всем рассказывает:
— Это я за бабочкой наблюдал! За капустницей!
— Разве бабочки нападают на людей? — удивилась Нина Васильевна, которая ведёт биологию и всё про бабочек знает.
— А она и не нападала. Она к колодцу летела.
— Это бывает, — подтвердила Нина Васильевна. — Летают они к колодцам.
— А у колодца — журавель…
— Неужели вернулся с юга? — ахнула Нина Васильевна.
Овёсыч помотал головой.
— Нет, я про другого журавля. Про шест, которым воду черпают. Ведро ещё к этому шесту приделано. Капустница-то ведро заметила…
— Верное наблюдение, — кивнула Нина Васильевна. — Капустницы — очень наблюдательные бабочки!
Овёсыч вздохнул.
— Капустница-то наблюдательная… Стороной ведро облетела. А я его не заметил. Вот и схлопотал донышком по лбу!
Сел Овёсыч перед Венькиным классом. Ногу за ногу закинул. Бодрится. А видно: переживает.
— Может, в другой раз вас нарисуем? — предложил Андрей Андреевич, учитель рисования.
Овёсыч не согласился:
— Вот ещё, из-за бабочки урок срывать! Синяк — пустяк, синяк — не шишка!
— Да, — сказал Андрей Андреевич. — Шишку бы ребята не нарисовали. Светотени мы ещё не проходили. Шишки в следующем году рисовать будем. Приходите.
Овёсыч обещал подумать.
— Не прибавится во мне наблюдательности, — говорит, — приду к вам и с шишенцией.
Андрей Андреевич обрадовано кивнул головой и подмигнул ребятам. Мол, начинайте! Уж больно вид у Овёсыча хорош! Страдающий вид! Пушистые, как у кобылы Простушки, ресницы полуопущены. У глаз — печальные морщинки. Уголки губ поджаты, словно уздечкой стянуты.
Раскрыл Венька коробку карандашей и давай печаль Овёсыча на бумагу переносить.
Замечательный получился портрет. Не только лицо Овёсыча, но и его соломенная шляпа печалью дышит. Даже не печалью — мировой скорбью.
На шляпе Венька нарисовал бабочку-капустницу. Капустница держала в лапках полевой бинокль. Это для того, чтобы было понятно: наблюдательная бабочка!
Потом Венька принялся за самое главное. За синяк!
Вынул из коробки чёрный карандаш. Примерялся к портрету. И вдруг услышал:
— На-до-е-ло!
Венька с недоумением посмотрел на карандаш. А того даже потряхивало от возмущения.
— Что тебе надоело? — спросил Венька.
— Всё! Всё надоело! Сделал из меня козла отпущения! К остальным карандашам ты по-человечески относишься. А ко мне?! Ко мне?! Ни в грош меня не ставишь! Самую чёрную работу подсовываешь! Когда ты меня из коробки достаешь?! Когда нужно войну рисовать! Дым и копоть! Когда пожар!.. Головешки, сажа! Если пиратов рисуешь, без меня, конечно, не обойтись! Повязки пиратские, чёрный флаг на рее!.. А мне надоело! Я устал от пиратов, от войн, от пожаров! Я хочу света! Я хочу быть в рисунках, где рожь и васильки, где цыплята клюют арбузную корку. Я не хочу, чтобы от моей работы люди хмурились.
Венька опустил голову.
— Как же я нарисую чёрным карандашом жёлтого цыпленка? — спросил он. — У каждого карандаша своя судьба, свое предназначение. Я же не виноват, что внутри тебя чёрный грифель.
— У тебя у самого чёрный грифель внутри, — отрезал карандаш. — А у меня там светло и чисто!
Венька пошёл на попятную.
— Хорошо, — пообещал он. — Больше тебя не трону. Синяк Овёсыча можно и фиолетом раскрасить. Ложись в коробку, отдыхай!
— Да не буду я отдыхать! — ещё сильнее возмутился карандаш. — Думай, что предлагаешь! Лежать мне, значит, без дела и вспоминать, сколько огорчений принес я людям, да? Вспоминать войны, пиратов, сажу пожаров, да?
Венька задумался.
— Ну, хорошо, — пообещал он. — Хочешь, я останусь после уроков? И мы с тобой нарисуем… Нарисуем… Кучу угля! Блестящего чёрного антрацита! А рисунок назовем «Зима в Сугробихе». Все будут смотреть на картинку, вспоминать пургу и представлять жаркую печку, в которой весело горит наш уголь. Очень светлый рисунок получится, тёплый.
Чёрный карандаш вырвался из Венькиных пальцев, сделал в воздухе сальто и приземлился на парту, на чистый лист бумаги.
Ловко балансируя на своем отточенном острие, он написал на бумаге: «Не доверяешь ты мне, не доверяешь…».
И добавил вслух:
— Давай сходим после уроков к Шипучему Оврагу. Я тебе покажу…
А что покажет, карандаш не сказал. Он замолчал, потому что к Венькиной парте подошел сам Овёсыч.
— О-го-го! — закричал Овёсыч. — Вот где Третьяковка-то! Какой портрет! Какое сходство!
Учитель рисования поспешил к Веньке. И одноклассники — тоже.
А Овёсыч — ну, чем не экскурсовод из картинной галереи? — всё нахваливал:
— Вы на синяк обратите внимание! Какой он праздничный, нарядный! А на бабочку гляньте! Как живая на моей шляпе пристроилась! И видно, что наблюдательная. С таким биноклищем! Будь у меня бинокль, я бы никогда о ведро не ударился.
Овёсыч, присмирев, долго разглядывал оптический прибор. Потом заторопился домой.
— Андрей Андреевич, — сказал он на прощание учителю рисования. — Как будете с ребятами шишку проходить — предупредите заранее. Сами понимаете, к такому уроку подготовиться надо.
Вслед за Овёсычем разбежались из класса и ребята. Урок рисования закончился. Но не для Веньки.
Венька прихватив мольберт, бумагу и карандаши, потащился к Шипучему Оврагу.
Овраг этот — метрах в пятистах от Сугробихи. Прямо посреди пшеничного поля.
Летом идти к нему одно удовольствие. Пшеницу штормит. Бронзовые волны, позолочённые на гребнях, спешат к горизонту. А над ними, как пиратские парусники, кружат вороны. Деревянный настил, который сугробихинцы протянули к Оврагу, нагрет солнцем. На нем греются множество разных животиков, брюшек и пузиков — шмелиные, стрекозиные, лягушачьи…
А сейчас… Настил пуст. Кругом унылая чернота. Одни бесконечные борозды. Поле вспахали, но даже ещё не засеяли.
Идет Венька через голое пространство и гадает, что забыл обиженный карандаш в Шипучем Овраге? Чем удивить собрался?
Шипучий Овраг Венька знает вдоль и поперёк. Сколько раз там бывал!
Когда-то Овраг хотели запахать. Но не успели. На его дне вдруг пробился родничок. Да не обычный, а минеральный. Вода оказалась такой вкусной, что Овраг решили не трогать. Лишь посадили по его краям черёмуху, чтобы не расползался. И получилось совсем здорово! В августе спелая черёмуха осыпалась на дно оврага, прямо в родничок — и минеральная вода, настоянная на ягодах, превращалась в лимонад, терпкий, шипучий, прохладный.
«Что это карандашика к роднику потянуло? — гадает Венька. — Может, он химический какой? Обмакнёт свой грифель в воду — и вместо чёрного станет желтым, как цыплёнок, или бордовым, как зрелый арбуз».
Но карандаш к воде даже не спустился. Он выпорхнул из Венькиных пальцев, описал в воздухе крюк, показывая, где установить мольберт, и вернулся, словно бумеранг, в растопыренную Венькину ладонь.
Потребовал:
— Чуть придержи меня. Но не мешай! По бумаге я буду сам бегать.
Венька слабо сдавил карандаш. Поднёс его к мольберту. Чёрный грифель зашуршал по ватману. Там стали появляться линии, мелкие крестики, загогулины. Вовсе не жёлтые и не сочно-розовые. Чёрные!
От разочарования Венька уставился на Шипучий Овраг. Но и там немного радости взору! Черемуха ещё не цвела. Её ветки смотрелись темно, сонно, почти сливались с бороздами, с отвесным обрывом, с тенями на дне Оврага.
Шипучая пена по ободу родникового блюдца казалась серой — от той же тени.
Венька поморщил нос. И не напрасно! Ноздрей вдруг коснулся черёмуховый запах. Прохладный, крепкий, лимонадный — он лился с бумажного листа.
А на самом ватмане… Там ярко, свежо, свадебно цвела молодая черёмуха.
И родничок на рисунке был не просто родничком. А частью какого-то праздника. Он торжественно серебрился на дне Шипучего Оврага — не невестина ли фата? Пузырьки воздуха на поверхности посверкивали, словно перламутринки.
И солнце!.. Оно зашло за белесую тучу, но яркости не потеряло.
Столько света и радости было в рисунке чёрного карандаша, что Венька не сразу решился заговорить.
Лишь спустя время спросил:
— Как же ты это сделал?
Глупый и наивный вопрос для того, кто уже третий год проходит в школе рисование. Разве Андрей Андреевич не объяснял такую технику рисунка? Чёрный карандаш покрыл часть листа штриховкой, а незаштрихованные части остались белыми, превратились в черемуху, родник и солнце.
Но карандаша вопрос не смутил.
— Как я это сделал? — переспросил он. — А никак… Красота — она сама сияет.
Только тут Венька заметил, что черёмуха, родник и солнце не просто белые, а сияющие.
Это же подтвердил и Овёсыч. Когда Венька вернулся в Сугробиху, тот сидел на своем крыльце. Верхом на перилах. В руках Овёсыч держал бинокль.
— Бабочек, — пояснил, — наблюдаю!
А потом поинтересовался:
— Чем ты, Венька, в Шипучем Овраге занимался? Уж не бенгальские ли огни жёг? Такое сверкание — даже отсюда видно. Хорошо, я не через оптику наблюдал за Оврагом. А то бы обжёг глаза!
— Не-а, дядя Овёсыч, — успокоил Венька конюха. — Не обожгли бы. Сияние для глаз не вредно. А вот тьма и мрак — да! Их вы в бинокль лучше не разглядывайте.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Свет в Шипучем овраге. Сказки из Сугробихи предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других