Отзывпрофессора Королева Г.Н.Об историческом очерке писателя, Благордарова Ю.П., "Меръ"Начиная свое повествование, Ю.П. Благодаров заявляет, что "Мари являются прямыми потомками древних племен "месия", которые проживали в Малой Азии, занимая там северо-западную часть полуострова. Интересным является повествование о колонизации мессенийцев спартанцами в 1150 г. до н.э. "Эта война, — пишет автор, — была долгой и тяжелой; спартанцам не удалось справиться с мессенийцами легко и быстро; Спарте понадобилось почти сто лет, чтобы окончательно покорить Мессению". Переходя к истокам термина "Меръ", Ю.П. Благодаров ссылается на французского философа Луи де Жокура (1704-1779 г.г.)Подводя промежуточный итог, Ю.П. Благодаров резюмирует: "чемерисы и мезийцы, не являются синонимами. Это одна народность, но с разными диалектами в разговорной речи.Предками «Чемеръ» следует считать мессенийцев (Меръ), которые были порабощены Спартой. Предками обоих ветвей следует считать месийцев из Малой Азии".
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Мерь. Исторический очерк о народности мари» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 4. Роль мессенийцев в воспитании
воинов-спартанцев.
Ни в одном городе-государстве правительство не вторгалось в жизнь народа, как Спарта.
Первые испытания ввели уже в колыбели.
Фиг. 4. Отбор новорожденных.
Сразу после рождения младенца относили на место, которое называлось «лесха». Здесь заседали старейшины и главы спартанских общин, которые осматривали новорождённого и выдавали свой вердикт: Крепким и хорошо сложенным малышам, вне зависимости от пола разрешалось остаться в Спарте.
Слабых, болезненных, травмированных, имеющих физические недостатки и безобразных по спартанским канонам бросали в расщелину Апофет.
Считалось, что раз сама природа не наделила новорождённого силой и здоровьем, то и Спарте он не нужен
Новорождённых спартанских малышей женщины по обычаю обмывали не водой, а крепким вином.
Дети со слабым здоровьем погибали, а здоровых, как считалось, это закаляет сильнее.
В основе спартанского воспитания лежал принцип, что милосердие и сердоболие — вещи ненужные и даже вредные.
Это казалось бы неслыханное святотатство.
Но Спарта нуждалась в воинах.
Они выводили породу самых лучших, самых сильных воинов.
Детей илотов, чем-то не подходящим им убивали, из детей высшего сословия делали ту силу, которая будет управлять илотами.
Даже к собственным детям спартанцы не испытывали родственной нежности.
Происходило так потому, что в Спарте сострадание воспринималось как слабость, а вот беспощадность к себе и к другим — как норма.
По спартанским же законам в семье мессенийца можно было воспитывать только одну девочку. «Лишних» дочерей оставляли в лесу или в горах, полагаясь на волю случая.
Был ли плюс у такого спартанского «отбора»?
Минимальный, но всё-таки был.
Оказывается, в Спарте не было брошенных детей (как мальчиков, так девочек). Малыши, чья жизнь была буквально одобрена лидерами общин, окружались заботой полиса.
Спарта следила, чтобы родители тщательно выполняли свои обязанности — и горе тем, кто не уделял воспитанию потомков достаточно времени и сил!
Сразу после «одобрения» старейшинами ребёнок возвращался в свою семью.Здесь он рос до семи лет.
Воспитанием маленького спартанца до этого момента сначала занимались кормилицы, а потом, родители.
В отличие от афинской системы воспитания, где за детьми до 7 лет следили рабы (педагоги), в Спарте это было запрещено.
Считалось, что подневольный раб не может вырастить вольного спартанца, а ведь именно в младшем возрасте закладывались основы будущего характера.
Всех без исключения спартанских малышей растили неприхотливыми.
Младенцев не пеленали (ребёнок должен был давать свободу движениям), не оберегали от темноты и разных страхов, не баловали, не потакали детскому плачу.
Малыши в Спарте не были переборчивыми в еде и не боялись оставаться одни, а спали в жёстких деревянных кроватках.
Вне зависимости от времени года спартанские дети купались в холодной воде. Согласно местным традициям воспитания, ребёнок даже в морозы должен обходиться без обуви и желательно без одежды.
К сожалению в результате многие дети зиму просто не переживали из-за бронхита, пневмонии и иных болезней.
Как таковых игр у спартанских детей не было.
Поскольку Спарта, по сути, являлась военным городом-государством, то дети развлекали себя только оружием, спортивно-соревновательными или военными играми.
Воспитание мальчиков
До семилетнего возраста мальчики — мессенийцы, считались существами бесполыми, поэтому росли вместе с девочками.
По достижении этого возраста их изымали из семьи и отправляли в специальные полувоенные школы-казармы, агелы.
Здесь мальчики, а затем и юноши, жили и воспитывались до 18 лет.
С момента поступления в агелу начиналось настоящее воспитание спартанцев..
Над каждой группой мальчиков стоял надзиратель-контролер (педоном), который имел право за любую провинность наказывать детей кнутами.
Жизнь такого военного «интерната» имела строгий распорядок.
Каждый из мальчиков уже был маленьким солдатом, и целью агелы было сделать из ребёнка беспощадного бойца.
Основой спартанского воспитания была физическая культура и военная подготовка.
Мальчики целыми днями бегали, прыгали, соревновались в метании копий и дисков, владении луком, мечами и прочим оружием.
Воспитание в Спарте было направлено на формирование у детей следующих качеств: умения подчиняться, умения стойко переносить боль и страдания, умения побеждать любыми путями.
Как это «проворачивали» воспитатели? На самом деле, у них была своя довольно жёсткая тактика. Мальчиков разного возраста регулярно стравливали, пытаясь затеять ссору и драку.
В процессе противостояния воспитатели отмечали, кто обладает лидерскими качествами, кто — силён, кто — умён, а кто — хитёр и смел.
Такие мальчики назначались главными в своей группе и даже имели право наказывать «подчинённых».
А что же грамота? Оказывается, всё было не так плохо. Маленькие спартанцы были грамотны ровно столько, сколько им нужно было для бытовой жизни.
А вот другие науки, не имевшие ничего общего с военной жизнью, из Спарты просто изгнали, причём вместе с преподавателями.
Воспитательная модель Спарты включала в себя поощрение физического воздействия, отсутствие сочувствия и осуждение слабости.
Мальчикам нельзя было жаловаться, нельзя было корчиться от боли, холода и голода.
Ходили они бритыми наголо, голыми и грязными.
А ещё, что удивительно, позорно было не украсть, а попасться на воровстве!
И это было весьма актуально, поскольку мальчики сами добывали себе пропитание всеми возможными путями, а спали на самодельных подстилках (иногда с подложкой из крапивы или тростника).
Первые результаты такого воспитания проявлялись примерно к 14-15 годам.
Спартанский мальчик приобретал требуемую твёрдость духа, становился хладнокровным и немногословным.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Мерь. Исторический очерк о народности мари» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других